Литература 10 класс - поурочные планы по учебнику - Ю. В. Лебедева 2010


Уроки 66 - 67. БЫТ И НРАВЫ ТЕМНОГО ЦАРСТВА. МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ В ПЬЕСЕ ОСТРОВСКОГО ГРОЗА

Цели уроков: помочь осмыслить созданные автором образы Дикого и Кабановой, их мораль, утверждающую право сильного, право тиранить и «топтать» тех, кто слабее и беспомощнее, кто думает и живет по-другому, показать неизбежность крушения «темного царства»; отметить характерные черты представителей молодого поколения в пьесе Островского.

Ход уроков

Эпиграф к урокам:

Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире: господствующее над ним самодуроство,

дикое, безумное, неправое, прогнало из него всякое сознание чести и права...

И не может быть их там, где повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство,

свобода личности, вера в любовь и счастье.

Н. Добролюбов

I. Вступительное слово учителя.

    Быт и нравы «Темного царства»

Критик Н. А. Добролюбов назвал мир, изображенный драматургом, «темным царством».

Дикой и Кабаниха — типичные представители «темного царства». Это люди-хищники.

Беседа с учащимися по вопросам:

1. Что подразумевал Добролюбов под «темным царством»? Каковы его основные черты?

2. Что значит слово «самодур»?

3. Как Дикой понимает выражение «выйти в люди»?

4. Что является причиной необузданного произвола Дикого?

5. Как он относится к Кабанихе, Борису, Кулигину?

6. Марфа Игнатьевна Кабанова. Каково ее отношение к «новым порядкам»?

7. Как относится она к Катерине, Тихону, Варваре?

8. Уверены ли самодуры в безграничности своей власти?

9. В чем сходство и различие характеров Дикого и Кабанихи?

10. Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Дикого и Кабановой. Приведите примеры.

Дикой Савёл Прокофьич — «пронзительный мужик», «ругатель», «самодур», что значит дикий, крутой сердцем; властный человек.

Власть денег — основа самодурства. Цель жизни дикого — обогащение, а способы обогащения всякие: обсчет работников, ограбление ближних, невыплата денег по наследству.

Грубость, невежество, брань, ругань привычны для Дикого, более того, это и содержание его жизни, это и оборона от всего непонятного и враждебного. Кудряш про Дикого: «Как с цепи сорвался!» Страсть к ругательству еще сильнее, если у него просят денег.

Кабанова Марфа Игнатьевна — воплощение деспотизма, прикрытого ханжеством. Кулигин о ней: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».

Постоянно и изощренно точит она своих домочадцев, для нее не существует любви, материнских чувств к своим детям, к снохе Катерине. Чувства вытравлены бездушием, произволом и притворством. Кабаниха — «блюстительница» и защитница обычаев и порядков патриархальной старины.

Н. А. Добролюбов пишет: «Самодуры русской жизни начинают, однако же, ощущать какое- то недовольство и страх, сами того, не зная перед чем и почему. Все, кажется, по-прежнему все хорошо: Дикой ругает кого хочет... Кабанова держит по-прежнему в страхе своих детей, заставляет невестку соблюдать все этикеты старины, ест ее, как ржа железо, считает себя вполне непогрешимой... А все как-то неспокойно, нехорошо им. Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами» (Из статьи «Луч света в темном царстве»).

Жестокость Кабанихи и самодурство Дикого имеют и жизненные конкретно-исторические основания: чем острее они ощущают непрочность своего положения, тем ожесточеннее отстаивают они свои устои, подавляют тех, кто думает по-другому, кто внушает хоть какие-нибудь подозрения Главным «орудием» подчинения, подавления оказывается страх. Как норма жизни — страх, возведенный в закон. Закон в «темном царстве» и страх нераздельны, надо бояться, на этом держится порядок.

II. Сообщения учащихся о молодых героях пьесы.

Тихон, Борис, Варвара, Кулигин. Кудряш — «жертвы» «темного царства».

Тихон — добрый, искренне любит Катерину. Измученный укорами и приказами Кабанихи, он думает, как бы вырваться из дома. Но во всем покорный матери, Тихон все же открыто обвинил ее (!) в гибели жены. Вот его слова после смерти жены: «Хорошо тебе, Катя! А я -то зачем остался жить...» Страшно, если живые завидуют мертвым.

Борис — мягкий, добрый человек. Он действительно понимает Катерину, но помочь ей не в силах нерешительный, неспособный бороться за свое счастье. Борис выбирает путь смирения.

Кулигин — талантливый человек из народа. Его фамилия напоминает нижегородского изобретателя Кулибина. В решительную борьбу с самодурами он не вступает, больше уговаривает их, убеждает что-то сделать для общего блага. Образ с Кулигина помогает понять основную идею пьесы: идею неминуемой гибели «темного царства».

Варвара понимает бессмысленность протеста, она живет по принципу: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Для Варвары ложь — норма жизни. Она убежала из дому, но не покорилась.

Кудряш — отчаянный, хвастливый, но вместе с тем способный на искренние чувства. Он тревожится о Катерине. Своего хозяина не боится. «Я грубиян считаюсь, за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его не боюсь, а пущай же он меня боится».

III. Чтение и обсуждение продолжения пьесы «Гроза» («Что стало с жителями Калинова после самоубийства Катерины?»)

Домашнее задание (по группам):

1-я группа: Рассказ о Катерине.

(Чем она отличается от других героев пьесы? Круг ее увлечений в девичестве. Взаимоотношения с Тихоном, Борисом, Варварой. Могла ли она найти счастье в семье? При каких условиях? Смерть героини — поражение или победа?)

2-я группа: Оценка образа Катерины Добролюбовым и Писаревым.

3-я группа: Смысл заглавия. Как вы его понимаете?