Литература 10 класс - поурочные планы по учебнику - Ю. В. Лебедева 2010
Уроки 66 - 67. БЫТ И НРАВЫ ТЕМНОГО ЦАРСТВА. МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ В ПЬЕСЕ ОСТРОВСКОГО ГРОЗА
Цели уроков: помочь осмыслить созданные автором образы Дикого и Кабановой, их мораль, утверждающую право сильного, право тиранить и «топтать» тех, кто слабее и беспомощнее, кто думает и живет по-другому, показать неизбежность крушения «темного царства»; отметить характерные черты представителей молодого поколения в пьесе Островского.
Ход уроков
Эпиграф к урокам:
Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире: господствующее над ним самодуроство,
дикое, безумное, неправое, прогнало из него всякое сознание чести и права...
И не может быть их там, где повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство,
свобода личности, вера в любовь и счастье.
Н. Добролюбов
I. Вступительное слово учителя.
Быт и нравы «Темного царства»
Критик Н. А. Добролюбов назвал мир, изображенный драматургом, «темным царством».
Дикой и Кабаниха — типичные представители «темного царства». Это люди-хищники.
Беседа с учащимися по вопросам:
1. Что подразумевал Добролюбов под «темным царством»? Каковы его основные черты?
2. Что значит слово «самодур»?
3. Как Дикой понимает выражение «выйти в люди»?
4. Что является причиной необузданного произвола Дикого?
5. Как он относится к Кабанихе, Борису, Кулигину?
6. Марфа Игнатьевна Кабанова. Каково ее отношение к «новым порядкам»?
7. Как относится она к Катерине, Тихону, Варваре?
8. Уверены ли самодуры в безграничности своей власти?
9. В чем сходство и различие характеров Дикого и Кабанихи?
10. Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Дикого и Кабановой. Приведите примеры.
Дикой Савёл Прокофьич — «пронзительный мужик», «ругатель», «самодур», что значит дикий, крутой сердцем; властный человек.
Власть денег — основа самодурства. Цель жизни дикого — обогащение, а способы обогащения всякие: обсчет работников, ограбление ближних, невыплата денег по наследству.
Грубость, невежество, брань, ругань привычны для Дикого, более того, это и содержание его жизни, это и оборона от всего непонятного и враждебного. Кудряш про Дикого: «Как с цепи сорвался!» Страсть к ругательству еще сильнее, если у него просят денег.
Кабанова Марфа Игнатьевна — воплощение деспотизма, прикрытого ханжеством. Кулигин о ней: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».
Постоянно и изощренно точит она своих домочадцев, для нее не существует любви, материнских чувств к своим детям, к снохе Катерине. Чувства вытравлены бездушием, произволом и притворством. Кабаниха — «блюстительница» и защитница обычаев и порядков патриархальной старины.
Н. А. Добролюбов пишет: «Самодуры русской жизни начинают, однако же, ощущать какое- то недовольство и страх, сами того, не зная перед чем и почему. Все, кажется, по-прежнему все хорошо: Дикой ругает кого хочет... Кабанова держит по-прежнему в страхе своих детей, заставляет невестку соблюдать все этикеты старины, ест ее, как ржа железо, считает себя вполне непогрешимой... А все как-то неспокойно, нехорошо им. Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами» (Из статьи «Луч света в темном царстве»).
Жестокость Кабанихи и самодурство Дикого имеют и жизненные конкретно-исторические основания: чем острее они ощущают непрочность своего положения, тем ожесточеннее отстаивают они свои устои, подавляют тех, кто думает по-другому, кто внушает хоть какие-нибудь подозрения Главным «орудием» подчинения, подавления оказывается страх. Как норма жизни — страх, возведенный в закон. Закон в «темном царстве» и страх нераздельны, надо бояться, на этом держится порядок.
II. Сообщения учащихся о молодых героях пьесы.
Тихон, Борис, Варвара, Кулигин. Кудряш — «жертвы» «темного царства».
Тихон — добрый, искренне любит Катерину. Измученный укорами и приказами Кабанихи, он думает, как бы вырваться из дома. Но во всем покорный матери, Тихон все же открыто обвинил ее (!) в гибели жены. Вот его слова после смерти жены: «Хорошо тебе, Катя! А я -то зачем остался жить...» Страшно, если живые завидуют мертвым.
Борис — мягкий, добрый человек. Он действительно понимает Катерину, но помочь ей не в силах нерешительный, неспособный бороться за свое счастье. Борис выбирает путь смирения.
Кулигин — талантливый человек из народа. Его фамилия напоминает нижегородского изобретателя Кулибина. В решительную борьбу с самодурами он не вступает, больше уговаривает их, убеждает что-то сделать для общего блага. Образ с Кулигина помогает понять основную идею пьесы: идею неминуемой гибели «темного царства».
Варвара понимает бессмысленность протеста, она живет по принципу: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Для Варвары ложь — норма жизни. Она убежала из дому, но не покорилась.
Кудряш — отчаянный, хвастливый, но вместе с тем способный на искренние чувства. Он тревожится о Катерине. Своего хозяина не боится. «Я грубиян считаюсь, за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его не боюсь, а пущай же он меня боится».
III. Чтение и обсуждение продолжения пьесы «Гроза» («Что стало с жителями Калинова после самоубийства Катерины?»)
Домашнее задание (по группам):
1-я группа: Рассказ о Катерине.
(Чем она отличается от других героев пьесы? Круг ее увлечений в девичестве. Взаимоотношения с Тихоном, Борисом, Варварой. Могла ли она найти счастье в семье? При каких условиях? Смерть героини — поражение или победа?)
2-я группа: Оценка образа Катерины Добролюбовым и Писаревым.
3-я группа: Смысл заглавия. Как вы его понимаете?