Литература 10 класс - поурочные планы по учебнику - Ю. В. Лебедева 2010


Уроки 101 - 102. ИСТИННЫЙ КРОВОПИВЕЦ (ОБРАЗ ИУДУШКИ ГОЛОВЛЕВА)

Цели уроков: проследить, как Салтыков-Щедрин показывает процесс омертвения душ крепостников-помещиков, как формируется психика лицемера-стяжателя Иудушки Головлева; выяснить, какую роль в судьбе головлевского семейства играет Иудушка; в чем смысл финала щедринского романа.

Ход урока

I. Беседа с учащимися по вопросам:

1. С какой целью Салтыков -Щедрин избрал жанр семейной хроники?

2. Покажите роль композиции произведения и ее значение в раскрытии идейного содержания.

3. Какие важные исторические события вторгаются в жизнь Головлевых, какой отпечаток накладывают они на судьбу каждого члена семьи?

4. В чем смысл жизни Арины Петровны?

М. Е. Салтыков-Щедрин показывает, как происходит постепенное разложение и вымирание помещичьего рода. Этому способствует избранный писателем жанр семейной хроники. Автор превращает семейную хронику Головлевых в социально-психологический роман.

Композиция романа подчиняется замыслу автора — показать гибель помещиков - крепостников. Каждая глава заканчивается смертью одного из головлевского рода. Постепенно вся власть и богатство оказываются в руках ловкого, жестокого и расчетливого Иудушки. Процесс капитализации России ускоряет распад «дворянского гнезда» Головлевых.

II. Работа над образом Иудушки Головлева.

Вопросы:

1. Кто из сыновей Арины Петровны и чем именно походит на свою мать?

2. Какие чувства возникают у хозяйки имения к Порфирию? Что настораживает Арину Петровну в сыне?

3. Опираясь на текст произведения, объясните, почему Порфирий получил прозвище Иудушки?

4. Каково отношение Арины Петровны к другим детям? Почему она боится возвращения Степана в Головлево? Чем Павел не похож на своих братьев?

5. Расскажите о формировании характера Иудушки. Как он выражает родственные чувства? Назовите основные черты характера героя.

6. Где служил Порфирий Головлев?

(Около 30 лет он прослужил чиновником в одном из департаментов столицы. Он постиг все тайны интриг, научился разбираться в людях, использовать их «слабые струнки» в своих корыстных целях.)

7. Какая особая сила, заключенная в Иудушке, служит источником гибели окружающих? Почему же он оказывается «самым живучим»?

8. Последняя глава романа. Какая сила вдруг заставляет Иудушку очнуться? Как сам автор объясняет случившееся с героем превращение? Как кончает жизнь Иудушка Головлев?

9. В чем смысл финала романа?

10. Какие художественные приемы раскрытия образа героя использует автор?

(Авторская характеристика, главный жизненный стимул героя, определяющий его поведение в различных ситуациях, предсмертное просветление и смерть.)

М. Е. Салтыков-Щедрин прослеживает формирование характера Иудушки. Жадность и изворотливость проявились уже в детстве. Умение наушничать, лебезить и заискивать с «милым другом маменькой» позволили Порфирию Головлеву прибрать к рукам капиталы матери. Иудушка — «просто человек, лишенный всякого нравственного мерила и не знающий иной истины, кроме той, которая значится в азбучных прописях. Он сутяга, лгун и пустослов...» (Салтыков-Щедрин).

Вот одна из портретных зарисовок Иудушки Головлева: «: ...глаза... источают чарующий яд... голос его, словно змей, заползает в душу и парализует волю человека». Как портрет, так и речь Иудушки — важнейшие средства сатирического заострения образа.

Образ Иудушки — лицемера-стяжателя, предателя и пустослова — крайнее выражение пошлости и низости, до каких может скатиться человек. Этот образ огромной обобщающей силы. Автор заставляет читателей ненавидеть, «презирать своего героя» и одновременно не забывать, что зло в человеке не бывает безнаказанным. Самое страшное — запоздалое пробуждение совести, когда уже ничего нельзя исправить.

Домашнее задание.

1. Чтение сказок «Премудрый пескарь», «Медведь на воеводстве», «Вяленая вобла». Что высмеивает в них сатирик?

2. Объяснить значение слов: фантастика, гротеск, сатира, пародия, ирония, «эзопов язык», сарказм, литота.