Литература 10 класс - поурочные планы по учебнику - Ю. В. Лебедева 2010
Урок 125. НЕТ ВЕЛИЧИЯ ТАМ, ГДЕ НЕТ ПРОСТОТЫ, ДОБРА И ПРАВДЫ (Л. Н. ТОЛСТОЙ) (ОБРАЗЫ КУТУЗОВА И НАПОЛЕОНА)
Цели урока: расширить представление учащихся о Кутузове и Наполеоне как носителях противоположных начал; раскрыть толстовский идеал «простоты, добра и правды», воплощенный в образе Кутузова.
Ход урока
I. Опрос по домашнему заданию.
Вопросы (или письменные ответы):
1. Как вы понимаете смысл названия «Война и мир»?
2. Раскройте взгляды Толстого на народ и на роль личности в истории.
3. Как Толстой объясняет происхождение, сущность и смену исторических событий? В чем причины начала войн?
4. Расскажите об отношениях писателя к войне. Как Толстой объясняет разницу между войной справедливой и несправедливой?
(Война может быть захватнической (несправедливой), может быть освободительной, героической, т. е. справедливой.
Писатель ненавидит ч осуждает тех, кто ведет захватнические войны.)
II. Слово учителя.
Л. Толстой отрицает роль личности в историческом процессе. Признание исторической личности он видит лишь в умении «прислушаться к воле большинства, направлять эту волю.
По Толстому, именно русский народ является носителем высоких нравственных качеств. Писатель восхищается и поэтизирует народ «как целостное духовное единство людей, основанное на прочных, вековых культурных традициях, и беспощадно обличает толпу, единство которой держится на агрессивных, индивидуалистических инстинктах» (Ю. В. Лебедев) [13]. Лучшие черты русского народа воплощены в образе полководца Михаила Илларионовича Кутузова. Наполеон в изображении писателя — это прежде всего захватчик, агрессор, претендующий на мировое господство.
III. Обсуждение образов Кутузова и Наполеона.
Беседа по вопросам:
1. Каково традиционное представление о внешнем облике Кутузова и Наполеона?
2. Зачитайте «портреты» толстовских героев. На какие выразительные особенности «портретов» обращает внимание читателей Толстой?
(Рисуя французского императора, Толстой подчеркивает его телесность. Наполеон — «маленький», «малый ростом», с «жирными ляжками коротких ног», «круглым животом». «Он, пофыркивая и покряхтывая, поворачивался то толстою спиною, то обросшей жирной грудью под щетку, которою камердинер растирал его тело», выхоленное тело императора Франции. И этот маленький человек думает уничтожить Россию! Наполеон изображен остро сатирически.
Кутузов «в расстегнутом мундире, из которого, как бы освободившись, выплыла на воротник его жирная шея, сидел в вольтеровском кресле, положив симметрично пухлые старческие руки на подлокотники, и почти спал. ...с усилием открыл единственный глаз». У него «огромное толщиной тело», «вытекший белый глаз на оплывшем лице», «сутуловатая спина». Но Кутузов обнял Болконского, «прижал его к своей жирной груди и долго не отпускал от себя». Обаятельность полководца Кутузова нисколько не страдает от того, что у него «жирная грудь» или «жирная шея». Кутузов связан с народом и прост как человек.)
3. Охарактеризуйте поведение Кутузова и Наполеона в Аустерлицком, Шенграбенском и Бородинском сражениях.
(Наполеон в романе несет с собой кровь, смерть, страдания и слезы. С удовольствием он оглядывает пленных русских, любуется полем сражения. Увидав Болконского, он говорит: «Вот прекрасная смерть». Наполеон любит вести возвышенные разговоры, разыгрывать благородство.
Кутузов в сражениях 1805 — 1807 гг. не мог сосредоточить в своих руках всю полноту командования. Его действия «связывали» два императора и генералитет. Но он сделал все, чтобы уберечь русскую армию от разгрома. Кутузов, в изображении Толстого, чутко и умело ориентируясь в живом бою, не верит в возможность заранее бой распланировать, так же как не верит в это писатель, и презирает диспозиции так же, как презирает их Толстой.
В 1812 г. Кутузов избран главнокомандующим. «Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой, и был прекрасный министр, но как только она в опасности, нужен свой родной человек», — говорит Болконский Пьеру.
Давая решающее сражение, Кутузов у Толстого повиновался воле народа, «объединялся с народом и вместе с ним чувствовал, что именно сейчас настал момент решительного отпора врагу... Бородино — это момент наивысшего напряжения всех его сил, наибольшей его активности, последовательно направленной на усиление и укрепление нравственной силы армии» (Н. Н. Наумова) [14].)
4. Выделите основные черты Кутузова и Наполеона. Кто из них претендует на роль героя в истории? Каково отношение Кутузова и Наполеона к солдатам?
5. Отношение Толстого к Кутузову и Наполеон
(Ослепленный славой, самонадеянный и властолюбивый император Франции превыше всего ставит свою личность, считает себя сверхчеловеком. Автор отмечает актерство Наполеона, его эгоизм и индивидуализм. Толстой отказывает ему в величии, так как считает, что нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
Кутузов в романе изображается как подлинный полководец народной войны, думающий прежде всего о славе и свободе Отечества. Слитность с народом, единение с простыми людьми делает Кутузова для писателя идеалом исторического деятеля и идеалом человека.
«Сила Толстого в изображении Кутузова заключается в том, что он показал его истинно народным полководцем, патриотом, исполненным народного духа; слабость — в том, что он отрицал в действиях полководца руководя роль разума, принижал значение Кутузова как стратега и организатора» (Н. Н. Наумова) [14].)
Домашнее задание.
1. Сочинение на одну из тем (4 — 5 человек).
Примерные темы:
1) Портрет князя Андрея.
2) Встреча князя Андрея в Отрадном с Наташей Ростовой.
3) Лучшие минуты в жизни Андрея Болконского.
4) Пьер на Бородинском поле.
5) Встреча Пьера с Платоном Каратаевым в плену.
2. Дочитать роман до конца. Рассказать о жизни героев в эпилоге.
3. Сообщение по вариантам:
Вариант I.
Путь исканий князя Андрея.
Вариант II.
Путь исканий Пьера Безухова.