Литература 10 класс - поурочные планы по учебнику - Ю. В. Лебедева 2010
Уроки 126 - 127. ПУТЬ ИСКАНИЙ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ Л. Н. ТОЛСТОГО. АНДРЕЙ БОЛКОНСКИЙ И ПЬЕР БЕЗУХОВ
Цели урока: выделить важнейшие этапы в духовном развитии князя Андрея Болконского и Пьера Безухова, определить, в чем схожи и в чем различны герои Толстого, помочь осмыслить всю сложность исканий А. Болконского и П. Безухова выявить авторское отношение к героям и определить свой взгляд на героев и их поступки.
Ход урока
Эпиграф к урокам:
Путь исканий князя Андрея и Пьера — это путь сближения с народом. А народ — есть носитель лучших человеческих качеств.
Т. Г. Браже
I. Реализация индивидуальных заданий учащихся.
1. Чтение сочинений, рецензирование.
2. Рассказ о судьбе героев Толстого в эпилоге.
II. Беседа с учащимися по теме «Путь исканий главных героев Л. Н. Толстого».
Вопросы:
1. Где и когда автор впервые знакомит читателей с князем Андреем Болконским и Пьером Безуховым?
2. Что примечательно в их внешности?
(А. Болконский — весьма красивый молодой человек, изящный аристократ. Князь Андрей небольшого роста. У него усталый, скучающий взгляд в салоне Шерер.
Пьер Безухов — «массивный, толстый молодой человек... в очках, в светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке». Взгляд его умный и наблюдательный.)
3. На какие черты характера героев обращает внимание писатель?
(Пьер — искренний и непосредственный, он не знает еще жизни. На вечере у Шерер Пьер высказывает смелые мысли, говорит убежденно.
Князь Андрей никогда «не маскирует» своих чувств. Он испытывает крайнее отвращение к лживой атмосфере великосветского салона. Толстой пишет, что «брюзгливое выражение лица» Андрей «напускал на себя в гостиных».)
4. В чем похожи и в чем различны герои Толстого?
(Андрей Болконский и Пьер Безухов — натуры сложные, преобладают черты духовные. Их жизненные пути — бесконечные поиски смысла жизни, которая гармонировала бы с потребностями сердца и приносила бы моральное удовлетворение» (Т. Браже).
5. Пьер и Андрей в жизни проходят через ряд сменяющих друг друга этапов, через увлечения и разочарования. Какие важнейшие этапы в духовном развитии героев можно выделить?
(Вот, к примеру, важнейшие пути этапа в духовном развитии князя Андрея Болконского.
— На первом этапе — отвращение к светской фальши, симпатии к непосредственной простоте, стремление к славе, желание совершить подвиг, восхищение Наполеоном.
— Аустерлицкое сражение. Разочарование в своем кумире, резкая критика Наполеона. Болконский понимает, что честолюбивые замыслы не могут принести счастье, стать смыслом жизни. Внимание к простому солдату.
— Отношение к окружающим после смерти жены и рождения сына. «Жить для себя и своих близких».
— Встреча с Наташей Ростовой. Решение Болконского «жить для других».
— Новое разочарование князя Андрея (в деятельности Сперанского).
— Любовь к Наташе.
— Под Бородиным — чувство единения с народом.
— В последние часы жизни — глубокая человечность, а затем путь к каратаевщине, полное торжество которой возможно только в смерти. Принятие всеобщей любви.)
6. Как ведут себя герои в различных сложных ситуациях? Как стремятся прожить свою жизнь?
7. Что увидели и испытали князь Андрей Болконский и Пьер на Бородинском поле? Что более всего подействовало на состояние их духа?
(Та скрытая «теплота патриотизма», которая придавала непобедимую силу народу.)
8. Как и при каких обстоятельствах Пьер попал в плен? Чем важна для него встреча с Платоном Каратаевым?
9. Когда и где завершают свой путь исканий князь Андрей Болконский и Пьер?
10. Кто ближе из них автору? А вам?
Болконский — сухой, гордый и холодный с теми, кто ему не приятен, добрый и искренний с теми, кого уважает.
У него незаурядный ум, сильная воля, но есть и тщеславие. Его путь — путь сближения с народом; в служении народу видит свое назначение. Смерть оборвала его искания.
Пьер Безухов — натура эмоциональная. Умный, мягкий, наблюдательный, он стремится прожить жизнь не зря. На всем пути поисков Пьером руководят непосредственность и простота, т. е те качества, которые «более всего роднят его характер с народным».
Настоящее сближение с народом начинается в плену. Впоследствии приходит к идеям декабризма.
Домашнее задание.
1. Перечитать эпизоды «Первый бал Наташи Ростовой», «Наташа у постели раненого князя Андрея», «Наташа в Отрадном», «Княжна Марья перед наступлением французов».
2. Сообщение «Любимая героиня Толстого — Наташа Ростова».
3. Сообщение «Как складывается семейная жизнь Марьи Болконской».
Индивидуальные задания (доклады) по темам:
1) Что роднит Н. Ростову и М. Болконскую?
2) Анна Павловна Шерер и графиня Ростова.
3) Почему Элен Безухова и Анна Шерер бездетны?