Литература 10 класс - поурочные планы по учебнику - Ю. В. Лебедева 2010
Урок 69. ДРАМА А. Н. ОСТРОВСКОГО БЕСПРИДАННИЦА
Цели урока: дать общее представление о драме, вызвать к ней интерес; помочь учащимся определить суть основного конфликта пьесы; отметить характерные черты главной героини; определить, в чем сходство и различие Ларисы Огудаловой с Катериной Кабановой.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Драма «Бесприданница»
Лучшей психологической драмой Островского, по праву, считается «Бесприданница». «Этой пьесой начинается «новый сорт моих произведений», — пишет драматург, сознавая необычность своей пьесы.
«Бесприданница» была опубликована через 19 лет после «Грозы», то есть в 1879 году. «Бесприданница» — драма буржуазной эпохи. Герои — дельцы новой формации. Но в центре произведения Островского — судьба женщины.
II. Беседа с учащимися по вопросам:
1. Когда и где происходит действие в «Бесприданнице»?
2. Сопоставьте жизнь города Калинова («Гроза») и города Бряхимова («Бесприданница»). Что изменилось в жизни приволжских городов за два десятилетия и что осталось неизменным?
3. Какие нравственно-психологические проблемы подняты в драме? В чем суть основного конфликта?
4. «Значительные лица» города Бряхимова. Какова их жизненная позиция?
5. Что означает имя Лариса? Каковы основные черты характера Ларисы Огудаловой?
6. Что общего и чем отличаются героини Катерина Кабапова и Лариса Огудалова?
7 Финал драмы. Почему Лариса не нашла в себе сил броситься в Волгу?
8. Как вы понимаете смысл заглавия драмы — «Бесприданница»?
События в драме «Бесприданница» разворачиваются на живописных берегах красавицы Волги, в провинциальном городе Бряхимове. Тишину провинции нарушают гудки пароходов, грохот повозок по булыжной мостовой. Живет в Бряхимове «теперь чистая публика». Купцы совсем не похожи на Дикого и Кабаниху.
Это достаточно образованные и культурные предприниматели, читающие европейские газеты, посещающие промышленные выставки за границей, общающиеся с равными себе.
Но за внешним лоском и образованностью новых хозяев жизни скрываются бессердечность, цинизм и расчетливость. Отношения между людьми всецело начинают определять чековые книжки и тугие кошельки.
А. Н. Островский своей героиней делает женщину — «единственно живую душу» в мире «хищных, цепких и умных дельцов».
Лариса Огудалова резко отличается от окружающих своим богатым душевным миром, способностью по-настоящему любить и чувствовать красоту. Она талантлива, любит музыку и пение. (Имя Лариса в переводе с греческого языка означает — чайка. Женщины с именем Лариса красивы и умны, в центре внимания.)
Конфликт пьесы — столкновение доверчивой и честной девушки Ларисы Огудаловой с миром холодных дельцов, с миром, в котором все продается и покупается. В основе драмы — социальная тема: Лариса — бесприданница, этим и определяется се трагическая судьба.
Таким образом, основная идея драмы состоит в том, что в обществе, где торжеств дельцы- хищники, подобные миллионеру Кнурову, не могут жить, «проявить себя» честные и порядочные люди их достоинство растоптано, гордость уязвлена. «Быть сознающей себя личностью и не иметь возможности проявить ее — таково то трагическое положение, в котором оказывался человек, лишенный материальной обеспеченности» (Л. Тропкина) [19, С. 241].
Четверо героев — мужчины (Кнуров, Паратов, Вожеватов, Карандышев) — претендуют на внимание и общество Ларисы Дмитриевны Огудаловой. О ней говорят и ею восхищаются, но Человека в ней не видят, для бряхимовских богачей она — развлечение, удобный случай потешить тщеславие, удовлетворить свое любопытство. «Они не смотрят на вас, как на женщину, как на человека... Они смотрят на вас, как на вещь», — бросают оскорбительные (но верные) слова Ларисе Каравдышев. Лариса: «Вещь!.. да, вещь... Они правы, я вещь, а не человек?» Это слова измученной женщины, но это и отчаянный протест против лживого и циничного общества.
Лариса Дмитриевна в последнем монологе произносит: «Никогда, никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла... ее нет на свете... нечего и искать».
Смерть для героини оказывается желаннее. Выстрел Карандышева она принимает с радостью. («Милый мой, какое благодеяние вы для меня сделали!»)
III. Обсуждение тем сочинений по творчеству А. Н. Островского (если останется время).
Примерные темы:
1. Быт и нравы русской провинции. (По пьесам А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница».)
2. Люди-хищники и их жертвы. (По пьесе «Гроза».)
3. Почему страдала в семье Кабановых впечатлительная и пылкая Катерина?
4. Сила и слабость характера Катерины.
5. Дикой и Кабаниха — исключение в русском купечестве или они типичны?
6. Может ли Варвара в будущем повторить свою мать?
7. Каким Катерина представляла Бориса и каким он оказался?
8. Образ Кулигина и его значение для понимания идейного смысла «Грозы».
9. Смысл заглавия пьесы «Гроза» («Бесприданница»).
10. «Луч света в темном царстве» — что имел в виду Н. Добролюбов, дав такое название своей статье?
Домашнее задание.
1. Сочинение по творчеству А. Н. Островского на одну из тем. (Срок исполнения — одна неделя.)
2. Биография И. А. Гончарова (по учебнику).
3. Индивидуальные сообщения:
1) Краткий пересказ романа Гончарова «Обыкновенная история», характеристика главного героя Александра Адуева.
2) Сочинение-миниатюра (3 — 4 человека) по роману «Обломов». «Каким я представляю себе Обломова?» или «Портрет Обломова», «День Обломова».