Литература 10 класс - поурочные планы по учебнику - Ю. В. Лебедева 2010
Урок 72. ОБЛОМОВ И ШТОЛЬЦ. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Цели урока: составление плана сравнительной характеристики Обломова и Штольца; беседа по составленному плану с использованием цитат из романа, высказываний критиков Н. А. Добролюбова, А. В. Дружинина, Д. И. Писарева.
Ход урока
Составление плана по теме. Беседа с учащимися.
Обломов и Штольц
I. Современное общество, представленное в романе И. А. Гончарова «Обломов».
II. Обломов и Штольц — сверстники, товарищи, образованные, мыслящие и чувствующие люди.
III. Противопоставление героев.
1. Черты характера:
1) Обломов — натура кроткая, мечтательная, доверчивая, нежная («голубиная» душа), благородная, добрая, чистосердечная: «невозможно узнать Обломова и не полюбить его глубоко... Обломов любезен всем нам и стоит беспредельной любви...» (А. В. Дружинин); Штольца отличают энергия, сильная воля, подвижность;
2) Обломов лишен самодовольства, честолюбия, в нем сердце преобладает над разумом; Штольц — натура рациональная, расчетливая;
3) отвлеченный ум, развитое воображение у Обломова, склонность к философским раздумьям о высоком назначении человека; трезвый, практический ум Штольца;
4) отсутствие у Обломова интереса к науке, скептическое отношение к жизни деловых людей; стремление Андрея Штольца к постоянному пополнению знаний, к деловым связям.
2. Образ жизни, идеалы:
1) праздность, пассивность Обломова; активность, кипучая коммерческая деятельность Штольца;
2) культ покоя, абсолютного безделья (Обломов); культ труда (Штольц).
3. Обстоятельства, влиявшие на формирование характеров героев:
1) крепостническая среда, взрастившая лень Обломова, сформировавшая его психологию и «гнусную привычку получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других...» (Н. Добролюбов); деятельная атмосфера в семье Штольца;
2) Обломов воспитан нежно... ни холода, ни голода «никогда не терпел, нужды не знал...», Штольц воспитан в непрестанной деятельности;
3) отсутствие у Обломова связи с внешним миром; связи Штольца с деловыми людьми.
4. Несостоятельность героев во взаимоотношениях с Ольгой Ильинской: Обломов познает счастье настоящей жизни и ничтожество прошедшей благодаря чувству к Ольге и самой Ольге, однако инертность, апатия Обломова оказались сильнее любви; замкнутый круг интересов прозаически неутомимого, деятельного Штольца неприемлемы для требовательной, ищущей, самоотверженной Ольги, стремящейся идти вперед.
5. Способы художественной типизации образов:
1) внешность: леность, медлительность движений, отсутствие «всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица» Обломова; мускулистость, костистость фигуры Штольца;
2) диалоги, споры — основной способ раскрытия характеров героев, их взглядов;
3) внутренние монологи:
4) своеобразие языка героев: особенности лексики, манеры говорить;
5) характеристика сопоставляемых героев другими персонажами;
6) ретроспекция (отступление в прошлое героев);
7) бытовая деталь;
8) роль пейзажа в раскрытии характеров;
9) контраст — главный идейно-композиционный прием, позволяющий глубже понять мысли, чувства, поступки героев;
10) полнота, обстоятельность, яркость, пластичность обрисовки Обломова, изображенного в типичных патриархально крепостнических условиях; схематизм, бледность, эмоциональная безликость Штольца, не показанного в типичных для него обстоятельствах;
11) доверительный тон повествования, сочетающий в себе мягкий юмор (а порой и иронию) и лиризм.
IV. Идейно-нравственный смысл образов.
1. Не способность к труду, неприспособленность к жизни Обломова («Началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить»), отсутствие высокой цели; предприимчивость, кипучая деятельность Штольца, для которого содержанием, целью жизни является труд (как средство собственного обогащения, личного благополучия).
2. Позиция автора: добродушное отношение к Обломову, к изображаемой жизни — при отрицании ее основ (Обломов — порождение и следствие «обломовщины», исторически уходящий тип носителя дворянской культуры); бесстрастное отношение к Штольцу: делец новой формации, представитель людей новой эпохи, однако практицизм Штольца, ограниченность его интересов далеки от нравственных идеалов [16. С. 72 — 74].
V. Оценка героев русскими критиками (Н. А. Добролюбов «Что такое обломовщина?»; А. В. Дружинин «Обломов», роман И. А. Гончарова»; Д. И. Писарев «Обломов». Роман И. А. Гончарова»).
Домашнее задание.
1. Женские образы в романе (Ильинская. Пшеницына).
2. Индивидуальное задание по теме: Захар. Что общего между Захаром и Обломовым?