Литература 10 класс - поурочные планы по учебнику - Ю. В. Лебедева 2010
Урок 71. РОМАН И. А. ГОНЧАРОВА ОБЛОМОВ
Цели урока: выделить главную тему романа; рассмотреть образ Обломова, формирование его характера, образ жизни, идеалы; через биографию главного героя раскрыть особенности русской жизни.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Роман «Обломов»
С 1847 г. Гончаров стал работать над романом «Обломов». Глава из будущего произведения под названием «Сон Обломова» появилась в журнале «Современник» в 1849 году и вызвала восторженное одобрение читателей. Но работа затянулась. Только в 1857 году роман был закончен (за границей). Потребовалось время, чтобы доработать главы. Полностью роман «Обломов» был напечатан в 1859 году в журнале «Отечественные записки». (Это время накануне отмены крепостного права, того уклада жизни, который родил главного героя романа — Обломова [13. С. 68].) Новая книга Гончарова вызвала интерес и неоднозначную оценку критики.
Главная тема романа — с молодого поколения, ищущего свое место в жизни, в обществе, но не сумевшего найти верный путь. Впервые в русской литературе автор изобразил жизнь русского помещика от рождения до смерти. Из «предыстории» Обломова и эпилога мы можем определить, что около 37 лет. Это не только история жизни Обломова, это — целая эпоха русской истории!
Таким образом, факты биографии главного героя помогают читателям представить картину русской жизни, позволяют осмыслить ее исторически.
Гончаров более глубоко показывает разложение феодально-крепостного строя в России, выносит ему суровый приговор. В литературу он вводит новое понятие — «обломовщина», которое становится символом отсталости и застоя, бездействия и лени.
Илью Ильича Обломова называют последним в ряду «лишних» людей — Онегиных, Печориных, Рудины.
II. Беседа с учащимися по содержанию романа.
Вопросы:
1. Главный герой романа. Расскажите о его внешности, жизненном укладе.
2. Почему автору понадобилась такая тщательная зарисовка не только портрета Обломова, но даже его халата?
3. Чтение домашних сочинений-миниатюр, рецензирование. («Портрет Обломова», «День Обломова», «Каким я представляю себе Обломова?»)
4. Обломов и его гости. Отношение главного героя к своим посетителям. (Чтение диалогов. Сопоставление поведения героев.)
5. В чем похожи Обломов и Захар? Можно ли их представить друг без друга?
6. Каковы отличительные особенности Обломова? Расскажите о формировании его характера.
7. Встреча со Штольцем. В чем различие воспитания Обломова и Штольца?
8. «Сон Обломова». Пересказ, зачитывание фрагментов.
9. Что породило такой тип, как Обломов? Расскажите, как нежный и кроткий Илья Ильич «превращается» в Обломова?
10. Почему любовь к Ольге Ильинской не смогла переделать главного героя?
11. Что общего у Обломова с «лишними» людьми — Онегиным, Печориным?
12. Изжила ли себя обломовщина в наши дни?
Илья Ильич Обломов — русский помещик, образованный и культурный, вызывающий симпатию окружающих. (Андрей Штольц о своем друге: «Это хрустальная, прозрачная душа!»)
Но Обломов порывает сначала со службой, а затем и с обществом. Ни прекрасная Ольга Ильинская, ни Андрей Штольц не могут пробудить героя к деятельной жизни. Нормальным состоянием Обломова становится лежание на диване, ничегонеделание.
Автор тщательно подчеркивает основные черты Обломова — лень, безволие, неспособность к практической деятельности, презрение к труду. Постепенно нежный, добрый, честный Илья Ильич превращается в бездельника и праздного лежебоку. Эти свойства названы словом «обломовщина». («Одно слово, а какое... ядовитое!» — говорит Обломов.)
Для раскрытия характера Обломова автор использует разнообразные приемы: указывает его возраст, рисует портрет, описывает одежду и обстановку дома, рассказывает «предысторию» героя, происхождение, детство, службу, знакомит с окружением Обломова, раскрывает его мысли и настроения и т. д.
Домашнее задание.
1. Роман «Обломов» дочитать.
2. Сравнительная характеристика Обломова и Штольца. (Общие черты, противопоставление героев: черты характера, образ жизни, идеалы, несостоятельность героев во взаимоотношениях с Ольгой, способы художественной типизации образов, отношение к героям автора, критиков.)