Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014

Нравственные уроки русской литературы XIX века. Обзор
Урок 98. Нравственные уроки русской литературы XIX века

1 час

Урок 98. Нравственные уроки русской литературы XIX века

Планируемые результаты образования

    Личностные: формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, создателя великой литературы, носителя высоких духовных идеалов; формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена российского общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, воспитание нравственного сознания и поведения на основе чтения и эмоционально-интеллектуального освоения художественных произведений, в которых воплощены данные ценности.

    Метапредметные: владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

    Предметные*: формирование представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле; владение начальными навыками литературоведческого исследования историко-литературного и теоретико-литературного характера.

Задачи урока:

    • повторить и обобщить главные выводы пройденного курса;

    • стимулировать учеников к последующему самостоятельному чтению и осмыслению литературы XIX века.

Решение второй задачи целиком зависит от учителя. Только ему известны те струны (для каждого класса свои), задев которые можно пробудить у ребят желание снова перечитать изученные в 10 классе произведения и познакомиться с другими творениями русских классиков.

Для решения первой задачи удобно вновь обратиться к вступительной статье учебника, основные тезисы которой теперь ученики смогут подтвердить конкретным литературным материалом. Для обобщающей беседы можно предложить несколько соответствующих вопросов. Например,

    ♦ Каковы черты реализма как литературного направления? (Подтвердите примерами из русской литературы XIX века.)

♦ Каковы особенности русского реализма и чем они обусловлены?

♦ Какие главные ценности утверждает русская литература XIX века?

    ♦ Какое место в литературе XIX века занимает тема «маленького человека»?

    ♦ Кто из русских писателей более всего способствовал созданию образа русской женщины в литературе?

    ♦ Какие социальные, нравственные, философские проблемы, поставленные писателями XIX века, наиболее созвучны нашему времени?

Желательно, чтобы в обсуждение этих вопросов был вовлечён весь класс. Для самых слабых учеников тоже необходимо найти «зацепки», например, небольшие творческие задания:

    ♦ Кому из писателей XIX века вы бы поставили памятник во дворе своей школы?

    ♦ Если бы вы составляли программу для учеников 10 класса, какие произведения вы из неё убрали бы, а какие бы добавили?

    ♦ Представьте, что у вас есть возможность издать учебник (или хрестоматию) по литературе на бумаге разных цветов. В какой цвет вы бы «окрасили» каждого писателя? И т. п.

Главное, чтобы на каникулы будущие одиннадцатиклассники унесли с собой и сознание хорошо сделанной серьёзной работы, и просто радостное настроение последнего урока.