Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014

От авторов

Структура и содержание предлагаемого пособия

Урок 1. Русская литература в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века

Повторение изученного. Из литературы первой половины XIX века. А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь

Урок 2. Художественное своеобразие пушкинской лирики, универсальность поэтического языка - А. С. Пушкин

Урок 3. Поэма Медный всадник. Образ Петра I во вступлении и в основном тексте поэмы - А. С. Пушкин

Урок 4. Бедный Евгений; и державный исполин: смысл их противостояния. Авторская позиция и способы её выражения в поэме - А. С. Пушкин

Урок 5. Неповторимый облик лирического героя М. Ю. Лермонтова. Энергия трагических переживаний и углублённый психологизм лермонтовской лирики - М. Ю. Лермонтов

Урок 6. Образ Акакия Акакиевича Башмачкина. Отношение автора к герою в повести Шинель - Н. В. Гоголь

Урок 7. Нравственный смысл повести Н. В. Гоголя Шинель - Н. В. Гоголь

Становление реализма как художественного направления в европейской литературе. Страницы истории западноевропейского романа XIX века

Уроки 8 - 9. Страницы истории западноевропейского романа XIX века. Творчество Ф. Стендаля. Творчество О. Бальзака

Урок 10. Судьба писателя. Формирование общественных и философских взглядов И. С. Тургенева - И. С. Тургенев

Урок 11. Преходящее и вечное в художественном мире И. С. Тургенева - И. С. Тургенев

Урок 12. Творческая история романа Отцы и дети. Герой 60-х годов XIX века нигилист Базаров и его прототипы - И. С. Тургенев

Урок 13. Споры партий и конфликт поколений в романе - И. С. Тургенев

Урок 14. Сатирическое изображение Тургеневым представителей отцов и детей. Базаров в кругу единомышленников - И. С. Тургенев

Урок 15. Автор и герой в романе. Сложность позиции И. С. Тургенева - И. С. Тургенев

Урок 16. Внутренний конфликт Базарова. Испытание любовью - И. С. Тургенев

Урок 17. Базаров и его родители. Изображение Тургеневым путей преодоления конфликта поколений - И. С. Тургенев

Урок 18. Базаров как трагическое лицо. Причины мировоззренческого кризиса и закономерность фатального исхода внутренней борьбы героя. Финал романа - И. С. Тургенев

Урок 19. История создания романа Что делать. Сюжет романа как развёрнутый ответ на вопрос заглавия - Н. Г. Чернышевский

Урок 20. Своеобразие жанра романа Что делать. Основные элементы его художественного мира - Н. Г. Чернышевский

Урок 21. Личность писателя. Своеобразие художественного таланта И. А. Гончарова - И. А. Гончаров

Урок 22. Роман Обломов. Реалистические приёмы изображения героя в первой части - И. А. Гончаров

Урок 23. Полнота и сложность характера Обломова - И. А. Гончаров

Урок 24. Андрей Штольц как антипод Обломова. Смысл сопоставления героев в романе - И. А. Гончаров

Урок 25. Обломов и Ольга Ильинская: испытание героя любовью - И. А. Гончаров

Урок 26. Финал романа. Авторская оценка жизненного пути героя. Историко-философский смысл произведения - И. А. Гончаров

Урок 27. Классное сочинение - И. А. Гончаров

Урок 28. Личность и творчество А. Н. Островского - А. Н. Островский

Урок 29. Творческая история драмы Гроза - А. Н. Островский

Урок 30. Нравы города Калинова. Изображение А. Н. Островским драматических противоречий русской жизни в кризисную эпоху - А. Н. Островский

Урок 31. Образ Катерины Кабановой. Народные истоки её характера. Суть конфликта героини с тёмным царством - А. Н. Островский

Урок 32. Смысл названия пьесы. Трагическое и жизнеутверждающее в драме А. Н. Островского - А. Н. Островский

Урок 33. Художественное своеобразие драматургии А. Н. Островского - А. Н. Островский

Урок 34. Хаос и космос в поэзии Ф. И. Тютчева - Ф. И. Тютчев

Урок 35. Любовь в лирике Ф. И. Тютчева - Ф. И. Тютчев

Урок 36. Две ветви русской поэзии во второй половине XIX века. Причины и смысл споров о чистом и гражданском искусстве - Ф. И. Тютчев

Урок 37. Личность и творчество поэта. Народные истоки мироощущения Н. А. Некрасова - Н. А. Некрасов

Урок 38. Тема гражданской ответственности поэта перед народом в лирике Н. А. Некрасова - Н. А. Некрасов

Урок 39. Художественное своеобразие лирики Н. А. Некрасова. Новизна содержания и поэтического языка - Н. А. Некрасов

Урок 40. Кому на Руси жить хорошо. Творческая история произведения. Масштабность замысла поэмы-эпопеи - Н. А. Некрасов

Урок 41. Роль фольклорно-сказочных мотивов в поэме-эпопее - Н. А. Некрасов

Урок 42. Изменение крестьянских представлений о счастье - Н. А. Некрасов

Урок 43. Крестьянские судьбы в изображении Н. А. Некрасова: Яким Нагой и Ермил Гирин - Н. А. Некрасов

Урок 44. Вера поэта в духовную силу, богатырство народа. Матрёна Тимофеевна и дед Савелий - Н. А. Некрасов

Урок 45. Образ Гриши Добросклонова, его роль в поэме. Открытый финал произведения. Неразрешённость вопроса о народной судьбе - Н. А. Некрасов

Уроки 46 - 48. Классное сочинение - Н. А. Некрасов

Урок 49. Остановленные мгновения в стихотворениях А. А. Фета - А. А. Фет

Урок 50. Характерные особенности лирики Фета, её новаторские черты - А. А. Фет

Урок 51. Стремление к пушкинской универсальности и гармонии в творчестве А. К. Толстого - А. К. Толстой

Урок 52. Образ Козьмы Пруткова, его место в русской поэзии - А. К. Толстой

Урок 53. Проблематика и жанровое своеобразие сатиры История одного города - М. Е. Салтыков-Щедрин

Урок 54. Глуповские градоначальники: гротескное изображение пороков государственной власти в России - М. Е. Салтыков-Щедрин

Урок 55. Народ в Истории одного города. Размышления автора о прошлом и будущем России - М. Е. Салтыков-Щедрин

Страницы истории западноевропейского романа XIX века Ч. Диккенс

Урок 56. Жизнь и творчество Ч. Диккенса. Социальная проблематика романов писателя. Религиозно-философские мотивы в рассказе Рождественская песнь в прозе

Урок 57. Судьба писателя, трагические обстоятельства, сформировавшие его мировоззрение - Ф. М. Достоевский

Урок 58. Атмосфера 60-х годов XIX века и её отражение в романе Преступление и наказание - Ф. М. Достоевский

Урок 59. Петербургские углы. Униженные и оскорблённые в романе - Ф. М. Достоевский

Урок 60. Истоки и смысл теории Раскольникова. Преступление Раскольникова. Глубина психологического анализа в романе - Ф. М. Достоевский

Урок 61. Идея и натура Раскольникова. Наказание героя - Ф. М. Достоевский

Урок 62. Второстепенные персонажи, их роль в повествовании - Ф. М. Достоевский

Урок 63. Раскольников и Сонечка. Нравственное возрождение героя - Ф. М. Достоевский

Урок 64. Раскольников в эпилоге романа. Нравственный смысл произведения, его связь с почвенническими взглядами Ф. М. Достоевского - Ф. М. Достоевский

Русская литературная критика второй половины XIX века

Урок 65. Русская литературная критика второй половины XIX века

Поиски путей сближения с народом в общественной жизни России в 70 - 80-х годах XIX века. Идеал народности в литературе

Урок 66. Поиски путей сближения с народом в общественной жизни России в 70 - 80-х годах XIX века. Идеал народности в литературе

Урок 67. Этапы биографии писателя и их отражение в творчестве - Л. Н. Толстой

Урок 68. Политические и философские взгляды Л. Н. Толстого - Л. Н. Толстой

Урок 69. Война и мир как роман-эпопея. Творческая история произведения - Л. Н. Толстой

Урок 70. Сатирическое изображение большого света в романе. Противостояние Пьера Безухова пошлости и пустоте петербургского общества - Л. Н. Толстой

Урок 71. Семьи Ростовых и Болконских: различие семейного уклада и единство нравственных идеалов - Л. Н. Толстой

Урок 72. Изображение безнравственной сути войны 1805 - 1807 годов. Аустерлицкое сражение, его роль в судьбе князя Андрея Болконского - Л. Н. Толстой

Урок 73. Образ Наташи Ростовой - Л. Н. Толстой

Урок 74. Духовные искания любимых героев Толстого: Пьера, князя Андрея, Наташи и Николая Ростовых - Л. Н. Толстой

Урок 75. Война 1812 года в судьбах героев романа. Изображение Л. Н. Толстым народного характера войны - Л. Н. Толстой

Урок 76. Наполеон и Кутузов. Взгляд Л. Н. Толстого на роль личности в истории - Л. Н. Толстой

Урок 77. Народность в понимании Л. Н. Толстого. Пьер Безухов и Платон Каратаев - Л. Н. Толстой

Урок 78. Финал произведения. Смысл названия романа-эпопеи Война и мир - Л. Н. Толстой

Урок 79. Образы героев Л. Н. Толстого в интерпретации художников, музыкантов, кинематографистов - Л. Н. Толстой

Урок 80 - 82. Классное сочинение по роману Л. Н. Толстого Война и мир - Л. Н. Толстой

Урок 83. Самобытность таланта и особенность идейной позиции Н. С. Лескова - Н. С. Лесков

Урок 84. Пестрота русского мира в хронике Н. С. Лескова Очарованный странник - Н. С. Лесков

Урок 85. Формирование типа русского праведника в трагических обстоятельствах жизни. Судьба Ивана Флягина - Н. С. Лесков

Зарубежная драматургия конца XIX - начала XX века. Г. Ибсен, Дж. Б. Шоу

Урок 86. Творческий путь Г. Ибсена. Особенности его драматургии

Урок 87. Пьесы Бернарда Шоу. Социальная проблематика пьес. Юмор и сатира в драматургии Б. Шоу

Урок 88. Личность писателя. Особенности его художественного мироощущения - А. П. Чехов

Уроки 89 - 90. Борьба живого и мёртвого в рассказах А. П. Чехова - А. П. Чехов

Урок 91. Вишнёвый сад. Особенности конфликта, система персонажей в пьесе - А. П. Чехов

Урок 92. Уходящее поколение владельцев сада: Раневская, Гаев - А. П. Чехов

Урок 93. Молодые герои пьесы: Лопахин, Варя, Петя, Аня. Отношение автора к героям - А. П. Чехов

Урок 94. Черты новой драмы А. П. Чехова в пьесе Вишнёвый сад - А. П. Чехов

Уроки 95 - 97. Классное сочинение по произведениям А. П. Чехова - А. П. Чехов

Нравственные уроки русской литературы XIX века. Обзор

Урок 98. Нравственные уроки русской литературы XIX века

Уроки 99 - 101. Классное сочинение

Уроки 102 - 105. Классная комплексная контрольная работа (пробный ЕГЭ)

Приложения

Примерное тематическое планирование уроков литературы в 10 классе - Русский язык и Литература

Перечень электронных ресурсов