Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014
Становление реализма как художественного направления в европейской литературе. Страницы истории западноевропейского романа XIX века
Урок 43. Крестьянские судьбы в изображении Н. А. Некрасова: Яким Нагой и Ермил Гирин - Н. А. Некрасов
Материалы к уроку. Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо» (часть 1, глава 4: «Последыш»). Учебник. Статьи «Яким Нагой», «Ермил Гирин».
Планируемые результаты образования
Личностные: формирование готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.
Метапредметные: владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.
Предметные: формирование представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.
Задачи урока:
• показать разнообразие крестьянского мира в поэме;
• раскрыть веру Некрасова в нравственное достоинство крестьянина.
Ученики уже знают, что одной из особенностей эпопеи является неторопливое повествование, смещение интереса с сюжета на картины разворачивающейся перед читателем жизни. Так Некрасов, постепенно углубляясь в гущу народной жизни, уводит нас от вопроса, кому на Руси жить хорошо, заменяя его целым комплексом более содержательных вопросов:
♦ Как живётся людям на Руси? Достойны ли счастья крестьяне? Способны ли они построить, добыть, завоевать себе счастье?
Размышляя об этом, автор пристально вглядывается в людей из народа, знакомит читателя с их судьбами, предлагая вынести суждение об их нравственном потенциале. Так перед нами разворачивается галерея крестьянских портретов. Первым среди них выступает в поэме Яким Нагой. Появление Якима обрамлено картинами пьяной ночи, выразительными и безобразными. И сам герой — воплощение уродующей тяжести крестьянского труда. (Словарная работа над портретом Якима выявит символичность некрасовского описания. Труд чудовищный, непосильный, богатырский создал облик пахаря, земля неплодородная, упрямая отпечатала на нём свои черты.)
♦ Что заставило Якима подать голос? Почему он не смог спокойно слушать «пустые речи» барина о крестьянском пьянстве?
Мы видим, что Яким Нагой болеет душой за крестьянский мир, чувствует себя кровной частью народа в работе и в гульбе. В этом источник его нравственной силы, чувства собственного достоинства.
Некрасов показывает, как непросто понять крестьянина даже лучшим людям из образованного общества. Полюбить народ не в приглаженном и приукрашенном виде, а «нагим», таким, каков он есть, дано не каждому. Пьянство и ругань — оборотная сторона непосильной работы, спасение от великого горя, избавление от великого гнева, скопившегося в душе каждого крестьянина. Принять народ таким, каков он есть, изучать, но не поучать его, жалеть умеючи — в этом, по Некрасову, задача интеллигенции. В награду Веретенникову, смиренно принявшему урок народной правды, звучит похвала Якима: «Разумная головушка!» (Вместо «башка порожняя» в первой реплике.) В награду барину раскрывается самое дорогое, ценное, что есть в душе Якима. История спасённых при пожаре картиночек до конца поясняет нравственный облик Якима Нагого, показывая его тягу к красоте, пренебрежение к материальным благам.
Рядом с Якимом стоит в художественном мире поэмы образ другого мужика — Ермила Гирина. Предлагаем вопросы для аналитической беседы по этим страницам поэмы.
♦ Чем поразила странников история о покупке сиротской мельницы?
♦ Как приобрёл Ермил доверие и любовь крестьян?
♦ Как раскрывается личность героя, его нравственный облик в истории его «преступления»?
♦ Почему после этого случая Гирин стал ещё милей народу?
♦ Какой смысл приобретают в этом эпизоде поэмы слова покой, богатство, честь (почёт)?
♦ Как вы думаете, чем закончилась история о бунте крестьян помещика Обрубкова? Почему оказался в остроге Ермил Гирин?
♦ Может ли, по логике Некрасова, быть счастливым один человек из народа, когда страдает весь народ?
Яким Нагой являет облик крестьянина, каков он есть сейчас; Ермил Гирин показывает, каким может быть крестьянин в удачных обстоятельствах (получив хоть небольшое образование, повыбившись из нужды, попав под начало «хорошего» господина). Но счастья прочного не могут обрести ни тот, ни другой, пока весь крестьянский мир не выйдет на общую дорогу к счастью.
Крестьянский мир в поэме множится, наполняется новыми именами, и каждое лицо имеет особенное выражение. На уроке могут прозвучать рассказы учеников о Климе Лавине, Агапе Петрове. Важно, чтобы в сообщениях ребят раскрывались индивидуальные черты крестьянина, показывалось, как этот персонаж помогает Некрасову раскрыть движение народного мира к новому сознанию, свободному от следов рабства. Чтобы показать, как непросто это движение, Некрасов рисует в противовес умным, свободным душою крестьянам образы холопов, рабов, послушных своей рабской доле. Дворовый человек в главе «Счастливые», старик Ипат, камердинер князя Утятина. Особое место занимает в этой череде образ Якова верного. Рассказ о нём с выразительным чтением фрагмента может послужить основой творческого задания или дискуссии в классе на тему «Является самоубийство Якова поступком раба или свободного душой человека?».
Заключить урок можно выводом о том, что в судьбах всех крестьян отражается эпоха. Крепь оставила след в душе каждого пахаря, но Некрасов верит и старается показать читателю, что лучшие свойства народной души не растрачены: не заглушены пьянством, не истощены непосильным трудом, не вытравлены рабской долей.
Домашнее задание
1. Подготовьте план-конспект сочинения на тему «Образы крестьян в поэме „Кому на Руси жить хорошо"».
2. Кратко перескажите одну из глав части 3, «Крестьянка»: «Дёмушка», «Волчица», «Губернаторша» (по вариантам).
3. Подготовьте пересказ-извлечение на тему «История дедушки Савелия».