Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014

Становление реализма как художественного направления в европейской литературе. Страницы истории западноевропейского романа XIX века
Урок 44. Вера поэта в духовную силу, богатырство народа. Матрёна Тимофеевна и дед Савелий - Н. А. Некрасов

Материалы к уроку. Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо» (часть 3, «Крестьянка»). Учебник. Статьи «Матрёна Тимофеевна», «Савелий, богатырь святорусский».

Планируемые результаты образования

    Личностные: формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества в процессе этико-эстетического освоения нравственных основ художественной словесности XIX века.

    Метапредметные: владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

    Предметные: способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях.

Задачи урока:

    • раскрыть роль образов Матрёны Тимофеевны и Савелия в художественном мире поэмы;

    • помочь ученикам осознать, в чём видит Некрасов источник силы народа.

На предыдущем уроке мы увидели, как раскрывает Некрасов читателю крестьянские судьбы. В основном в поэме истории жизни крестьян предстают в кратком рассказе односельчан, странников. Но одна судьба разворачивается перед читателем подробно. Это история Матрёны Тимофеевны Корчагиной, рассказанная от первого лица.

♦ Почему в центре внимания автора, изучающего движение народной жизни, оказалась судьба русской женщины, крестьянки?

Причина в мировоззрении Некрасова. Для поэта женщина — мать, сестра, подруга — средоточие национальной жизни. Её судьба — воплощение судьбы родной земли. (Ученики могут подтвердить эту мысль примерами из лирики Некрасова.)

Уже в портрете героини подчёркнута природная величавость, не исчезающая с годами красота: «осанистая женщина», «глаза большие, строгие, ресницы богатейшие» и суровость, строгость, крепость всего облика крестьянки.

Матрёну Тимофеевну называют счастливицей. Сама она, услышав об этом, «Не то чтоб удивилася... / А как-то закручинилась». Справедливо ли дано ей народом такое прозванье? Сообщения ребят о жизненных испытаниях героини могут заканчиваться ответом на этот вопрос. Учитель поможет на каждом этапе акцентировать внимание на важнейших моментах.

1. Юность героини. Замужество.

♦ С какими чувствами вспоминает Матрёна Тимофеевна детство и девическую жизнь в родительском доме? Почему?

♦ Как говорит она о муже? Можно ли назвать её замужество несчастным?

♦ Почему так горька её жизнь в доме Корчагиных? Кто виноват в печалях молодой женщины?

Замужество героини по всем меркам удачное: семья зажиточная; любящий, не злой, не больной и не старый муж. Но счастливой не назовёшь эту жизнь. Не внешний враг, а суровый быт, жестокий семейный уклад лишают радости крестьянку. Постепенно Некрасов раскрывает связь этого уклада с общим устройством страны. Среди рабов молодой женщине негде искать защиты. Даже в своей семье не укрыться ей от приставаний барского управителя. Из всех рабов она самая последняя, самая бесправная.

2. Гибель первенца.

♦ Кого считает Некрасов истинным виновником смерти Дёмушки?

♦ Что заставляет чиновников и лекаря надругаться над чувствами матери?

♦ Что даёт силы Матрёне Тимофеевне пережить «грозу душевную»? Почему она прощает дедушку Савелия?

Не дед Савелий, не злая свекровь обрекают на гибель Дёмушку, а всё тот же рабский труд, заставляющий женщину-работницу оставить младенца под присмотром столетнего старика. Интуитивно понимая это, мать прощает Савелию гибель сына, делит с ним скорбь. Сила её веры, глубина чувств контрастируют с бездушием и корыстолюбием чиновников.

3. Провинность Федотушки.

♦ Почему мать решает расстаться со вторым сыном, отдать его на фабрику? Каким предстаёт здесь крестьянский мир?

Некрасов не идеализирует крестьянскую общину. Ожесточённые нуждой и тяжёлым трудом люди не могут оценить душевного порыва ребёнка, проникшегося жалостью к изголодавшейся волчице. Мать, спасая Федотушку от наказания, сберегает не только его здоровье, но и чуткую, добрую душу мальчика. Материнская жертва сохраняет в сыне человека, а не раба. Не боль, а жестокое оскорбление спустя много лет помнится Матрёне Тимофеевне. И снова неотомщённая обида выпевается, выплакивается ею в песне.

4. Тяжёлый год. Губернаторша.

♦ Как раскрывается характер героини в трагической для семьи ситуации?

За бесконечным терпением, смиренной покорностью Матрёны Тимофеевны скрываются сила характера, решительность и твёрдая воля. Ради детей, чтоб не стали они забитыми и беззащитными сыновьями солдатки, идёт она спасать мужа от рекрутчины. Вмешательство губернаторши кажется чудесным подарком судьбы. Но главная заслуга принадлежит Матрёне Тимофеевне. Наградой становится возвращение мужа, уважение домашних, статус хозяйки дома. Но эти награды не могут изгладить пережитые муки из памяти и сердца. И новые горести поджидают крестьянку: «...Рощу детей... На радость ли?.. / Пять сыновей! Крестьянские / Порядки нескончаемы — / Уж взяли одного!»

Перечитаем рассказ странницы, завершающий главу «Бабья притча». Как вы понимаете слова святой старицы?

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У Бога самого!

Рассказ о судьбе крестьянки исполнен горечи. Судьба «счастливицы» оказывается на поверку историей бесконечных несчастий. Но всё же задумаемся ещё раз, почему выделяют, считают счастливою Матрёну Корчагину.

Зададимся вопросом: удалось ли судьбе сломить крестьянку? Стала ли Матрёна Тимофеевна рабой среди всеобщего рабства?

Автор убедительно показывает, что крестьянка не сломлена житейскими бурями. В них закалилась суровая красота её могучей души. Матрёна Тимофеевна не раба, а хозяйка своей судьбы. Сила её проявляется не в буйной удали, не в разгуле, не в кратком героическом порыве, а в каждодневной борьбе с тяготами жизни, в терпеливом и упорном жизнестроительстве.

Рядом с Матрёной Тимофеевной слабым кажется даже «богатырь святорусский» дед Савелий. Какова авторская оценка этого героя? Чтобы ответить на этот вопрос, ученики могут выполнить небольшие предварительные задания:

♦ выбрать в тексте цитаты, раскрывающие отношение Матрёны Тимофеевны к дедушке;

♦ объяснить, за что не любят Савелия его родные;

♦ раскрыть смысл любимых поговорок, словечек дедушки;

♦ найти символические детали в его изображении;

♦ объяснить, какой смысл вкладывает автор в слова «богатырь святорусский»: серьёзный или иронический.

В итоге ученики должны убедиться, что авторское отношение к герою двойственно, в нём соединяются восхищение и горестная усмешка. Богатырство Савелия не то чтобы бесполезное, а бесперспективное. Ему не дано повлиять на будущее, как не дано уберечь Дёмушку. Бунтарский порыв корежских мужиков, закопавших живьём немца Фогеля, не решает вопросов русской жизни, а искупается слишком дорогой ценой. «Недотерпеть — пропасть! / Перетерпеть — пропасть...» — это точно знает дедушка, но как определить границу терпения, он не знает. Своим неловким богатырством Савелий выброшен из мирской жизни, лишён в ней места. Потому его сила оборачивается слабостью. Потому и корит себя старик:

Куда ты, сила, делася?

На что ты пригодилася?

Под розгами, под палками

По мелочам ушла!

И тем не менее на фоне многих крестьянских образов дед Савелий выделяется ясностью и силой разума, цельностью натуры, свободой духа. Он, как и Матрёна Тимофеевна, до конца не становится рабом, сам строит свою судьбу.

Так на примере ещё двух персонажей убеждает нас автор в неисчерпаемости нравственных сил и жизнестойкости народа, что служит залогом его будущего счастья.

    Домашнее задание

1. Подготовьте тезисы сочинения «Образ русской крестьянки в поэме Н. А. Некрасова „Кому на Руси жить хорошо"».

2. Из статьи учебника «Савелий, богатырь святорусский» выпишите, в чём автор видит преимущество Матрёны Тимофеевны перед дедом Савелием. Согласны ли вы с этим мнением?

3. Составьте цитатный план рассказа о Грише Добросклонове.

Для индивидуальной работы

1*. Сравните главу «Савелий, богатырь святорусский» и сказку М. Е. Салтыкова-Щедрина «Богатырь». Как вы думаете, чем обусловлено сходство этих произведений?

2. Подготовьте выразительное чтение наизусть песни «Русь» («Солёная», «Бурлак» — по вариантам).