Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014
Становление реализма как художественного направления в европейской литературе. Страницы истории западноевропейского романа XIX века
Урок 45. Образ Гриши Добросклонова, его роль в поэме. Открытый финал произведения. Неразрешённость вопроса о народной судьбе - Н. А. Некрасов
Материалы к уроку. Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо», «Пир на весь мир». Учебник. Статьи «Народный мир в движении», «Гриша Добросклонов».
Планируемые результаты образования
Личностные: формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества.
Метапредметные: владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
Предметные: способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях.
Задачи урока:
• раскрыть роль главы «Пир на весь мир» в художественной структуре поэмы «Кому на Руси жить хорошо», значение образа народного заступника;
• показать неоднозначность финала поэмы, стимулировать самостоятельный поиск учениками ответа на вопрос о возможности всенародного счастья.
На завершающем уроке по этой теме уместно вернуться к вопросу о композиции поэмы и предложить ученикам определить, можно ли считать поэму законченной, почему принято считать финальной частью главу «Пир на весь мир». Часть аргументов уже была найдена на предшествующих уроках. К ним можно добавить следующие:
• Поэма посвящена крепостнической эпохе, в главе «Пир на весь мир» справляют поминки по Последышу и по уходящим с ним последним остаткам рабства.
• В этой главе подводится итог размышлений о влиянии рабства на души русских людей («Всему виною: крепь!» — и далее).
• В главе «Пир на весь мир» появляется тот, кого искали странники, — «счастливый».
Автор ясно указывает: «Быть бы нашим странникам под родною крышею, / Если б знать могли они, что творилось с Гришею». Следовательно, сюжет поэмы по смыслу завершён, хотя формально странники не нашли ответа на свой вопрос. Автор не раскрывает нам будущего: как долго ещё станут странствовать семь мужиков. Счастливого находят не странники, а сам автор. Это влияет на стиль повествования. Здесь голос автора отчётливо отделяется от крестьянских голосов, приобретает агитаторские, проповеднические интонации. Автор как бы невольно увлекается вслед за Гришей, сопутствует ему, слушает его новые песни, оставляя странничков спать под ивою. Гриша мечтает спеть свою новую песню вахлакам, но это только грезящееся автору «завтра». В художественном пространстве поэмы правдоискатели и «счастливый» остаются разделёнными, и это придаёт финалу незавершённость, внутренний драматизм.
Остановимся подробнее на образе Григория Добросклонова, постараемся понять, почему именно он оказался в глазах автора «счастливым».
Корректировка составленного учениками дома цитатного плана поможет проследить историю персонажа. Работу продолжим беседой:
♦ Как связан Григорий с крестьянским миром?
♦ Что отличает его от крестьян?
♦ Почему автор наделяет Гришу песенным даром?
♦ В чём видит своё счастье Гриша?
♦ Разделяют ли его взгляд автор, крестьяне?
Образованность семинариста Григория не отрывает его от мужиков, поскольку связь его с вахлатчиной кровная, природная. Гриша выкормлен мужицким подаянием. С образом матери слилась для него крестьянская Русь. Связь героя с народом подчёркнута и его песенным даром. Заметим, Гриша сочиняет не стихи, а именно песни, т. е. мыслит, чувствует, выражает себя так, как сам народ.
Выразительное чтение наизусть нескольких песен поможет сделать вывод: содержание Гришиных песен новое, навеянное новым временем.
Для Гриши смысл существования — «... жить для счастия / Убогого и тёмного / Родного уголка». Юному Грише ранним летним утром такая доля кажется счастьем. С ним согласен и автор, хотя, в отличие от Гриши, он всегда помнит, что такое счастье будет трудным (подчеркнуть эту мысль можно сопоставительным анализом Песни Ангела Милосердия из «Пира на весь мир» и знакомых ученикам строк лирических стихотворений Некрасова).
«Русь» — смысловой итог поэмы, в этой песне, по утверждению автора, воплощено счастие народное. В чём же оно?
В рабстве спасённое
Сердце свободное —
Золото, золото
Сердце народное!
Сила народная,
Сила могучая —
Совесть спокойная,
Правда живучая!
Значит, счастье народа в его свободном золотом сердце, в его совести, в сбережённой им правде. Такое понимание счастья живёт в лучших представителях народа, оно таится и в глубине коллективного народного сознания, порой затемнённое поверхностными мечтами о «покое, богатстве и чести». Но в постепенном движении к свободе и свету народный мир, по убеждению Некрасова, должен окончательно сбросить наивные представления о счастье, обрести зрелость духовного самосознания. Набираясь сил для этого трудного пути, спят богатырским сном под ивою семь странников.
Домашнее задание
Подготовьтесь к сочинению по поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Темы сочинений
1. Счастье в понимании героев и автора поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
2. Характер и судьба русской крестьянки в творчестве Некрасова (по поэме «Кому на Руси жить хорошо» и лирике).
3. Сказочные приёмы повествования в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
См. также темы сочинений в учебнике.
Для индивидуальной работы
1*. Психологизм некрасовской лирики. (Реферат.)
2*. Любовь — борьба в изображении Некрасова и Тютчева. (Доклад.)