Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014
Становление реализма как художественного направления в европейской литературе. Страницы истории западноевропейского романа XIX века
Урок 42. Изменение крестьянских представлений о счастье - Н. А. Некрасов
Материалы к уроку. «Кому на Руси жить хорошо» (часть 1, главы 1, 4, 5). Учебник. Статьи «Первоначальные представления странников о счастье», «Перелом в направлении поисков», «Странники и помещик».
Планируемые результаты образования
Личностные: формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена российского общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; воспитание нравственного сознания и поведения.
Метапредметные: готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации.
Предметные: способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях.
Задачи урока:
• раскрыть многозначность понятия счастье в поэме Некрасова;
• показать, как изображает поэт постепенный рост народного самосознания.
Начать урок можно с простого вопроса: почему первоначально странники ищут счастливого только среди представителей высших сословий? Ясно, что собственная жизнь кажется им беспросветной. Счастье, в их представлении, «другая жизнь». Купцы, чиновники, бояре кажутся им обитателями совсем другого мира, образы их в мужицкой фантазии стандартизированные, лубочные; прочитаем в конце главы «Поп» рассуждения Луки: «Дворяне колокольные — / Попы живут по-княжески...» и т. д.
Встречи и разговоры с представителями этих сословий меняют взгляды мужиков, за безликими определениями «поп», «помещик» им (а вместе с ними и читателю) начинают видеться живые люди с конкретными судьбами. Так происходит подспудное разрушение границ между сословиями, постепенное обретение национальным миром целостности, нарушенной веками взаимной изоляции сословий. Конечно, процесс этот только в самом начале. Не зря крестьяне начинают свои поиски с самого близкого им представителя «чужого мира» — сельского священника.
Выборочное чтение главы «Поп» сопровождается аналитическим комментарием учителя или беседой.
♦ Каким изображает священника Некрасов? Даёт ли он какие-либо оценочные суждения о нём? По каким деталям можно судить об этом человеке? (Отсутствие явной оценки связано именно со схематичностью первоначальных представлений крестьян о духовенстве. Для них все попы на одно лицо. Автор выражает собственное отношение тонкими штрихами: молчаливый вопрос священника, его спокойствие перед загородившими дорогу мужиками показывают, что он крестьян не опасается, доверяет им. В первой его реплике звучит серьёзность, уважение к мужицкой заботушке и в то же время строгость старшего, более разумного. В его словах нет заискивающих интонаций. О погоде, о земле он судит так же, как и любой крестьянин. Но кроме того, именно его глазами увидена поэтическая картина («Весной, что внуки малые, / С румяным солнцем-дедушкой / Играют облака...), чуткий к красоте природы священник видит «чудо Божие» весеннего дождя).
♦ Почему священнику удаётся так точно определить крестьянское понимание счастья: покой, богатство, честь? (Снова мы видим близость его к народному миру, глубокое понимание крестьянского сознания. Заметим, что поп не говорит, в чём он сам видит счастье. Убедив крестьян, что в жизни сельского священника нет ни покоя, ни богатства, ни особой чести, он уходит от вопроса о том, что такое счастье в его собственном понимании и счастлив ли он. Священник догадывается, что крестьянам пока не нужен его ответ, и автор знает, что герои ещё не готовы к более глубокому пониманию счастья.)
♦ Как отнеслись крестьяне к словам попа? Изменилось ли их отношение к сельскому духовенству? (Крестьянам становится неловко за бездумные насмешки над духовенством, они проникаются уважением к пастырю и, увидев «лицо попово строгое», прекращают ругать бедного Луку. Они впервые осознают связь между жизнью крестьянства и духовенства, общность их бед.)
Иначе выглядит сцена встречи крестьян с помещиком. (Удобно нарушить последовательность эпизодов поэмы и обратиться к главе 5 сразу после главы 1 именно в силу их композиционного сходства и яркой смысловой контрастности.)
♦ Каким предстаёт помещик? Какие приёмы использует автор для оценочной характеристики героя? Совпадает ли в этом случае авторское отношение с крестьянским? (Портрет в конце главы 4 и в начале главы 5, говорящая фамилия, выразительные детали и явные оценочные выражения передают насмешку автора над помещиком. Неприязненное, ироническое отношение слышится и в репликах крестьян.)
♦ Как в монологе помещика и сопутствующих репликах крестьян изображаются противоположность их взглядов, отношение к миру?
Некрасов мастерски использует свой любимый приём саморазоблачения героя через речь. Барские замашки, высокомерие по отношению к «неучёным» мужикам, родовая спесь, нетерпимость к противоречию, самодовольство, привычка к праздной и весёлой жизни, к роли полновластного повелителя людей и самой природы — все черты «дикого барства» предстают в ностальгическом рассказе Гаврилы Афанасьевича. Ироничные реплики крестьян оттеняют сатирический смысл помещичьей исповеди. Лишь в рассказе о разорении дворянских гнёзд и нынешнем неустройстве страны лирические интонации героя подаются автором «всерьёз», без сатирической отстранённости. Некрасов признаёт, что в быте прежних усадеб и помещичьей жизни была своя поэзия, сожалеет о разграблении оранжерей и цветников, о размножении питейных домов. Но автор далёк от того, чтобы вместе с добродушными крестьянами сочувствовать растерявшемуся небокоптителю Оболту-Оболдуеву. Он не оплакивает уходящий быт, но показывает вновь, что судьба теперь общая у крестьян и помещиков, неустройства родной земли больно ударяют по тем и по другим. (Но вопреки крестьянскому добродушию автор стремится показать, как сильна ещё власть бывших хозяев, как пагубно до сих пор их влияние на народную жизнь. Об этом рассказывает фрагмент второй части главы «Последыш».)
Анализ глав 1 и 5 завершаем вопросом: почему крестьяне отказываются от поисков счастливого среди высших сословий?
Крестьяне не успевают поговорить с купцом, чиновником, министром и царём, но в этом и нет необходимости. Им уже стало ясно, что прежнее благополучие власть имущих держалось на крестьянском подневольном труде. Прежнего счастья теперь нет на всей Руси. Нужно искать счастье новое, другое. Встречи с многоликим крестьянским миром на сельской ярмарке постепенно подсказывают новое направление поиска. Меняются понемногу и представления странников о том, что такое вообще счастье.
Выразительное чтение отрывков из главы «Счастливые» предваряем вопросом:
♦ Кого и почему признают, и не признают счастливым странники?
Конечно, их решения во многом бессознательные, чисто эмоциональные. Но есть и существенные моменты. Дворовый человек, что хвастается подагрой, «дворянской болезнью», с позором изгоняется прочь: рабское, холопское счастье крестьяне презирают. Зато, наливая вина уцелевшему в сражениях и побоях солдату, охотнику, помятому медведицей, дюжему молотобойцу, крестьяне признают, что счастье — сама жизнь, сила, здоровье и даже просто ржаной хлебушек вместо мякины. Хоть и в шутку выкликают мужики счастливого на ярмарке, но серьёзное решение вызревает постепенно: искать счастливого среди тружеников, в своём крестьянском мире. Значит, крестьянская жизнь начинает переоцениваться странниками.
В логику поэмы постепенно вплетается ещё один сказочный мотив: о том, как странствующий в поисках чудесного дара герой находит его у себя дома по возвращении.
Кстати приходится и ложится на подготовленную почву рассказ о Ермиле Гирине.
Домашнее задание
1. Перечитайте статью учебника «Перелом в направлении поисков», ответьте на вопрос: какую роль играют в изображении крестьянского мира картины сельской ярмарки?
2. Составьте цитатный план рассказа помещика.
Для индивидуальной работы
1. Подготовьте сжатый рассказ о судьбе Агапа Петрова («Последыш»).
2. Подготовьте выразительное чтение истории «Про холопа примерного — Якова верного».