Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014
Становление реализма как художественного направления в европейской литературе. Страницы истории западноевропейского романа XIX века
Урок 41. Роль фольклорно-сказочных мотивов в поэме-эпопее - Н. А. Некрасов
Материал к уроку. Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо».
Планируемые результаты образования
Личностные: формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Метапредметные: владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные: формирование умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя (Н. А. Некрасова) в процессе анализа художественного произведения.
Задачи урока:
• раскрыть многообразие фольклорных элементов в поэме «Кому на Руси жить хорошо»;
• показать значение фольклорных приёмов в сюжете, композиции, идейном содержании поэмы.
Охватить всё разнообразие фольклорных мотивов в поэме не под силу не только ученикам, но и учителю. Задача урока не в этом. Важно показать, что песни, сказки, поговорки и легенды используются Некрасовым для изображения народного сознания в его глубинах и противоречиях.
Можно предложить несколько этапов работы.
1. Словарная работа по главе 1 «Поп»: выбрать в тексте главы примеры малых жанров фольклора (присказки, пословицы, поговорки, загадки, присловья и т. д.), объяснить их роль.
Ученики отметят, что использование распространённых и выразительных оборотов народной речи придаёт образность, эмоциональность языку повествования, раскрывает наблюдательность, свежесть народного ума, создаёт впечатление единства автора-рассказчика с его героями.
2. Анализ глав 1, 2 части «Крестьянка». Главы построены на подлинных народных песнях. Некоторые из них (по выбору учителя) прозвучат в выразительном чтении учеников.
Беседа поможет определить смысл такого художественного приёма:
♦ Как в песне раскрывается судьба русской женщины, её чувства, её нравственный облик?
♦ Почему о своей судьбе Матрёна Тимофеевна рассказывает песнями?
♦ Как включение народных песен в текст поэмы влияет на её образный строй?
Песни рассказывают о судьбах множества русских женщин, создают временную перспективу повествования, служат средством типизации. В образном строе поэмы появляются своеобразные силуэты тех талантливых, сильных и красивых русских крестьянок, от имени которых говорит и поёт Матрёна Корчагина.
3. Сопоставление сюжета поэмы с традиционными сказочными сюжетами.
Проверка домашнего задания позволит вернуться к Прологу поэмы и более пристально приглядеться к развёрнутой в нём завязке действия.
В Прологе узнаются несколько распространённых сказочных мотивов: например, сюжет о чудесном подарке (очень часто таким подарком является именно скатерть-самобранка). Этот сюжет предполагает, что какой-то злодей (барин, кабатчик, царь и т. п.) хитростью или силой отбирает у владельца (бедняка) волшебную вещь. Но потом чудесный покровитель наказывает злодея и возвращает подарки бедняку.
Другой мотив связан с нарушением запрета. Такое нарушение, как правило, оборачивается бедой для героя и требует длительного искупления.
Странникам запрещено пить вина больше, чем по ведру в день. Кажется, что Некрасов использует эти мотивы случайно и забывает о них в основных частях. На деле это не так. Мотивы Пролога, видоизменяясь, постоянно возникают в поэме. Так образ «хмеля русского» становится центральным в главах «Пьяная ночь», «Сельская ярмонка». Автор так строит сюжет, что способность соблюдать меру во хмелю становится условием свободы мужиков, залогом их путешествия.
Тема украденного злодеями счастья также неоднократно воскресает в поэме. Крестьянская самобранка, по мысли Некрасова, давно присвоена злодеями, но по логике сказки непременно должна вернуться к законному владельцу.
Ещё более важную роль играет сюжет о поисках счастливого человека, известный в фольклоре многих народов. (Царю или правителю предсказывают, что исцелить его от болезни может только рубашка счастливого человека. Поиски счастливого среди власть имущих остаются тщетными, а «счастливец» оказывается нищим, не имеющим даже рубашки на теле.) Сказочный мотив предопределяет весь ход повествования, предсказывает смену направления поисков от бояр и купцов к беднякам, людям из народа.
Традиционный для сказки образ пира также становится сквозным в поэме. Пир — это образ народного мира в состоянии счастья, довольства и единения. Маленьким пиром примирившихся спорщиков начинается поэма. В согласии со сказочной нормой она должна и закончиться пиром.
4. Наблюдение за творческим переосмыслением фольклорных образов у Некрасова. Предметом анализа становится легенда о двух великих грешниках.
Поясним ученикам, что поэт здесь перерабатывает народные легенды и предания о разбойнике Кудеяре, создавая при этом собственное произведение. Идея произведения принадлежит, таким образом, Некрасову, но подаётся как народная. Какова же эта идея? Чтение и обсуждение легенды должны привести к выводу о том, что однозначно прочесть её смысл нельзя. Падение древа грехов после убийства пана Глуховского может восприниматься как прославление праведной мести угнетателям, утверждение права народа на справедливый суд над злодеями, лишившими крестьян счастья. Но можно объяснить финал легенды и по-другому. Когда Кудеяр вёл праведную жизнь, пилил ножом могучий дуб, он стремился спасти только свою душу, искупить только собственный грех. В образе пана Глуховского является ему сомнение, отчаяние. Убивая его, Кудеяр подтверждает силу своей веры. В этот момент атаман забывает о личном спасении. Убивая, он берёт на душу грех, жертвует спасением души ради избавления безвестных ему холопов от мучителя. Спасение даруется ему не за убийство, а за то, что положил душу свою за других, погубил себя ради братьев. Свои размышления ученики могут также сравнить с позицией автора учебника (статья «Народный мир в движении»). Так или иначе, облекая свои мысли в форму народной легенды, поэт помогает читателю из народа усвоить дорогую для него самого идею.
Мы убедились, что на всех уровнях художественной структуры произведения фольклорные элементы помогают автору решать его художественные задачи.
Домашнее задание
1. Подготовьте выборочное чтение фрагментов речи а) попа (часть 1, глава 1.); б) помещика (часть 1, глава 5), в которых содержится ответ на вопрос, счастливы ли они.
2*. Составьте таблицу «Фольклорные жанры в поэме «„Кому на Руси жить хорошо“». Заполните её примерами из части 1 поэмы.
Для индивидуальной работы
*Проведите самостоятельное исследование на тему «Роль народных пословиц в художественном мире поэмы Некрасова «„Кому на Руси жить хорошо“».