Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014

Становление реализма как художественного направления в европейской литературе. Страницы истории западноевропейского романа XIX века
Урок 40. Кому на Руси жить хорошо. Творческая история произведения. Масштабность замысла поэмы-эпопеи - Н. А. Некрасов

Материалы к уроку. Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо», часть 1. Пролог. Учебник. Статья «Творческая история „Кому на Руси жить хорошо". Жанр и композиция поэмы-эпопеи».

Планируемые результаты образования

    Личностные: формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.

    Метапредметные: владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем (в том числе в области литературоведения).

    Предметные: знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой литературы.

Задачи урока:

    • познакомить учеников с понятием эпопея, подготовить к восприятию черт эпопеи в поэме Некрасова;

    • раскрыть связь замысла поэмы с современной поэту действительностью.

На первом этапе урока прозвучат короткие сообщения учащихся о поэмах Некрасова, созданных в 1860-х — начале 1870-х годов. Учитель поможет сделать итоговый вывод: хотя автор обращается к разным сюжетам и жизни разных сословий, каждая поэма — попытка открыть глубинные свойства национальной жизни, определить ценности, обнаружить скрытые силы, которыми живёт Россия.

Итогом размышлений Некрасова о родной стране и её судьбе становится эпопея «Кому на Руси жить хорошо».

Конечно, десятиклассников, достаточно знакомых уже с творчеством Некрасова, не обманут сказочные интонации «Пролога», и всё-таки на первом уроке уместно подчеркнуть связь поэмы с живой современностью, злободневность её содержания. Можно использовать историческую справку о состоянии пореформенной России. Конкретные факты русской действительности 1860 — 1870-х годов помогут ученикам осознать, насколько актуальным и сложным был для современников Некрасова поставленный поэтом вопрос:

Народ освобождён, но счастлив ли народ?

Одновременно такое сообщение может послужить историко-бытовым комментарием к тексту поэмы, разъяснив ученикам, почему

крестьяне — герои поэмы являются временно-обязанными, в чём смысл и проблемы взаимоотношений крестьянской общины и помещиков, владельцев земли, каковы были правила рекрутского набора, какую роль играли в крестьянской жизни до и после реформы старосты, бурмистры, управляющие, как и почему появлялись в народной среде люди, подобные Павлуше Веретенникову, и т. п.

Сложность этих вопросов делает вполне рациональным проведение интегрированного урока, например, в форме выполнения научной работы: составления историко-литературного комментария к поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Следующий этап — обращение к Прологу поэмы. Естественно, в первую очередь мы обратим внимание учеников на то, как противоречивая действительность отразилась в нём. Названия деревень отражают неустройство крестьянской жизни, само возникновение вопроса, кому живётся хорошо, явно мотивировано тем, что спорщикам живётся плохо. В то же время рассказ автора о том, при каких обстоятельствах встретились семь мужиков, подчёркивает их свободу: всяк по своему делу (не по господскому) вышел из дому. Долгий их спор и задуманное путешествие также немыслимы были бы в условиях крепостного права ни при какой сказочности повествования. Так мы снова сталкиваемся с противоречием: «свобода — счастье». Диалектика этих философских понятий станет одной из нитей, связывающих воедино все эпизоды поэмы.

Выразительное чтение фрагментов Пролога (сцена спора, уговор мужиков) подведёт к размышлению о характере замысла поэмы.

Можно предложить ученикам провести логический эксперимент: представить себе, что от поэмы остался только Пролог. Каким мы должны были бы представить себе целое произведение на основании этой части?

Ребятам нетрудно будет увидеть, насколько масштабный замысел определяется Прологом. Крестьянам предстоит обойти всю Русь, чтобы найти счастливого, узнать жизнь всех сословий (помещики, чиновники, купцы, духовенство, аристократия и сам царь — претенденты на роль счастливого), крестьянство представлено самими странниками. Грандиозный масштаб замысла подчёркнут обстоятельностью подготовки к путешествию (история чудесного обретения скатерти-самобранки может быть представлена в сжатом пересказе).

Особо стоит оценить роль сказочной картины природы, на фоне которой происходит спор и драка мужиков. Весь этот мир поэтических образов народной фантазии взволнован, взбудоражен мужицким спором. С помощью учителя школьники должны понять, что здесь Некрасов даёт символическое изображение народного сознания, потрясённого до самых основ событиями современной жизни. Народный мир представлен в брожении. Крестьянство не только ищет новые формы внешнего существования, но и вырабатывает новое сознание, новый взгляд на мир. Формирование личности свободного человека — вот ещё одна сквозная тема поэмы, также определяющая масштабность её замысла.

Учитель может предложить десятиклассникам назвать произведения в русской литературе, близкие по масштабу замысла к поэме Некрасова. Естественно, что сходство с идеей «Мёртвых душ» ученики уловят без труда. Близость исходного замысла произведений обуславливает и некоторые черты сходства в строении художественного мира: свободная композиция, допускающая сцепление (нанизывание) разноплановых эпизодов, образ дороги в качестве скрепляющего центра повествования, сочетание эпической и лирической стихии.

Родственность некрасовского замысла замыслу Гоголя отметили уже современники поэта после публикации первых фрагментов произведения. «Эта поэма есть вещь капитальная... Основная мысль очень счастливая; рама обширная, вроде рамы „Мёртвых душ“. Вы можете поместить в ней очень много», — писал Н. Некрасову А. Жемчужников в марте 1870 года.

Но при этом сходстве есть и существенное различие. «Мёртвые души» не стали эпопеей. «Кому на Руси жить хорошо» воспринимается как эпопея, несмотря на внешнюю отрывочность, незавершённость. В чём причина такого различия?

Понятно, что дело не в отсутствии таланта у автора и не в различии форм произведений (стихотворная — прозаическая). Чтобы ответить на этот вопрос, ученикам придётся основательно разобраться в том, что такое эпопея как литературный жанр, понять, какие явления в мире словесности могут быть причислены к нему.

В сильном классе можно предложить ученикам самостоятельно найти ответ после работы над статьёй учебника. В менее подготовленном каждым этапом работы будет руководить учитель:

1) выпишите из статьи учебника основные признаки эпопеи как литературного жанра;

2) сравните выделенные признаки с определением эпопеи в литературной энциклопедии (словаре), при необходимости дополните и откорректируйте свою запись;

3) определите, какие из этих черт свойственны поэме «Мёртвые души», а какие нет.

В ходе такой работы ребята убедятся, что в поэме Гоголя есть композиционные, сюжетные, стилевые признаки эпопеи, но нет главного, что отличает этот жанр: «полноты изображения целой эпохи в жизни народа». Гоголь берёт «всю Русь», но только в её настоящем, нынешнем. Некрасову удаётся увидеть русскую жизнь в единстве прошлого, настоящего и будущего. Речь не идёт, конечно же, о недостатках Гоголя. Эпоха, когда создавались «Мёртвые души», не давала ещё возможности писателю увидеть, ни даже предвидеть тот перелом в жизни России, свидетелем, современником которого стал Некрасов. Охватить взглядом эпоху крепостничества невозможно было «изнутри». Так же невозможно было изобразить перелом в национальном сознании, когда для этого перелома не было жизненной почвы. Гоголю только мечтался, только грезился этот переворот в нравственной жизни общества, он стремился изобразить подъём национального духа во 2-м и 3-м томах «Мёртвых душ», но задача, поставленная им перед собой, оказалась невыполнимой.

Некрасову выпало стать поэтом эпохи великого обновления русской жизни. Запечатлеть этот трудный и грандиозный перелом было по силам только великому поэту, и Некрасов оказался на высоте своего призвания. Он сумел показать распадение «великой цепи», скреплявшей всю прежнюю русскую жизнь, показать муки национального организма, лишённого страшной, но привычной ограды, уродливые язвы, выжженные ею на теле народном. Ему удалось уловить и первые движения освобождённого, распрямляющегося народного духа. Стремление народа к обретению счастья, к осознанию своей судьбы воплощено в образе странников, главных героев поэмы.

    Домашнее задание

1. Расскажите о жанровых и композиционных особенностях поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

2. Подготовьте выразительное чтение одной-двух народных песен из главы «Крестьянка».