Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014
Становление реализма как художественного направления в европейской литературе. Страницы истории западноевропейского романа XIX века
Урок 39. Художественное своеобразие лирики Н. А. Некрасова. Новизна содержания и поэтического языка - Н. А. Некрасов
Материалы к уроку. Н. А. Некрасов. «Мы с тобой бестолковые люди...», стихотворения по выбору. Учебник. Статьи «Народ в лирике Некрасова. Поэтическое многоголосье», «Своеобразие сатирических стихов Некрасова», «Своеобразие любовной лирики».
Планируемые результаты образования
Личностные: подготовка к осознанному выбору будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов при помощи накопления опыта деятельности в гуманитарной области, освоения некоторых элементов профессиональной деятельности учёного-филолога.
Метапредметные: использование всех возможных ресурсов для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбор успешных стратегий в различных ситуациях.
Предметные: *владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста; формирование представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле Н. А. Некрасова.
Задачи урока:
• раскрыть новизну тематики и проблематики поэзии Некрасова;
• показать мастерство поэта, новаторство Некрасова в сфере поэтического языка.
Сегодняшние школьники, как и многие поколения их предшественников, воспринимают поэзию Некрасова как классику (любимую или скучную — сейчас неважно). Труднее всего показать ученикам Некрасова-новатора, помочь им осознать, что привычные для нас некрасовские интонации воспринимались современниками как «новое слово», кого- то приводя в восторг, а кого-то безмерно раздражая.
Активизировать внимание учеников могут высказывания литераторов, наших современников, о поэтическом своеобразии Некрасова (см., например, Некрасов Н. А. Избранные сочинения. — М., 1989. — Серия «Библиотека учителя». Приложения: Наша анкета (из анкеты, проведённой Библиотекой им. Н. А. Некрасова).
Выберем из них наиболее яркие, дискуссионные:
«Он — единственный среди великих русских поэтов реалист в самом полном смысле этого слова. Каждое его стихотворение можно переписать, пересказать, объяснить прозой» (Б. Чичибабин).
«Мой Некрасов — это Некрасов, свободно варьирующий стихотворные размеры... певучий, как орган... Ему свойственна мощь интонации, способной вынести неподъёмный груз житейской прозы, „подробностей жизни"» (В. Берестов).
«Его присвоили не его люди... он новатор по природе, а его пригребают традиционалисты...» (Д. Самойлов).
«Некрасов открыл в русском стихе столько возможностей, что уже по одному этому он великий поэт... последующие поэты растащили по своим стихам некрасовские ритмы и некрасовскую интонацию...» (В. Корнилов).
Как видим, противоречивые высказывания обнимаются общим для всех суждением о значительности, неповторимости и новизне некрасовской поэзии. В чём же заключается новаторство Некрасова? Этот вопрос становится главной проблемой урока.
Ответ условно распределим на две составляющие: новизну содержания и новаторство формы.
1. Новизна содержания.
♦ Какие темы «открыл» в поэзии Некрасов? В чём необычность некрасовской разработки традиционных для лирики тем любви, природы, творчества?
Ответить на эти вопросы без предварительной подготовки ученикам не удастся. Возможна организация семинара с выступлениями докладчиков, работавших под руководством учителя. Другой вариант — анализ на уроке двух-трёх стихотворений, нацеленный на решение поставленной задачи.
Например, обратившись к стихотворению «Влас», мы поможем ученикам углубить представление о новаторстве Некрасова в трактовке народной темы.
♦ Каким предстаёт герой стихотворения?
♦ Кто рассказывает историю дяди Власа?
♦ Как выразилось в этом стихотворении народное представление о добре и зле, грехе и святости?
Некрасов впервые изображает человека из народа не со стороны, как достойного жалости «маленького человека», а с точки зрения самого народа. Голос, повествующий о перерождении Власа, принадлежит такому же крестьянину, как и сам Влас, носителю той же общей для всего народа веры (и суеверий, и поэтических представлений). При таком изображении человек из народа предстаёт сложной личностью, проходящей свой, полный значительности, жизненный путь. Некрасов оставляет далеко «за кадром» образованного человека с его интеллигентской жалостливостью к «меньшому брату» крестьянину. В его стихах народ сам говорит о себе и предстаёт не жалким и забитым, а могучим, сознательно верующим, хранящим общенациональные нравственные нормы. Народная правда сурова: грех будет оплачен адской мукою, а худший из грехов — «снять рубаху с пахаря». Дело Божие всегда и народное дело. Неправедно нажитое богатство противопоставляется «трудовой лепте». Каждый крестьянин-труженик оказывается радетелем Божьего дела и патриотом: его посильными дарами процветает родная земля, украшается святыми храмами. Стихотворение содержит и скрытое предупреждение угнетателям народа, всем, нажившим неправедное богатство, всем, кто обкрадывал пахаря, «крал у нищего суму».
Как Тургенев в прозе (в «Записках охотника»), так Некрасов в стихах обращается к народу с новой, небывалой стороны, находит в его языке и мышлении богатейший источник поэзии, красоты, правды.
На примерах других стихотворений можно показать ученикам, что и круг явлений жизни, изображаемый поэтом, значительно расширяется. («Маша», «На улице», «О погоде», «Песни о свободном слове» и др.) Можно взять стихотворения, знакомые ребятам по первым двум урокам, не для анализа, а для подтверждения тезиса о разнообразии предметов некрасовской поэзии.
Если сравнить художественный мир Некрасова и любого поэта-романтика по одному критерию: кто является лирическим героем стихотворений — различие станет очевидно. Героем романтических произведений выступает чаще всего сам поэт или его лирический двойник. Отступления от этого правила редки и носят характер условности, стилизации. (Например, «Кабы знала я, кабы ведала...» А. К. Толстого — песня девушки.) У Некрасова героями стихотворений оказываются рефлектирующий интеллигент («Рыцарь на час»), неловкий разночинец («Застенчивость»), бесшабашный крестьянин-сирота («Калистрат»), старик-рассыльный («О погоде»), ямщик («В дороге»), старуха, потерявшая сына-кормильца («В деревне»), женщина-подвижница («Отрывок»), бывший цензор («Газетная»), муж капризной барыни («Первый шаг в Европу»), непокорная молодайка, лукавый сват («Песни») и многие другие. Так создаётся эффект поэтического «многоголосия». Лирику Некрасова нередко сравнивают со своеобразным поэтическим театром, где множество персонажей говорят свойственными им голосами, высказывают типичные для своего круга идеи и чувства. Среди них есть дорогие автору (люди из народа) и враждебные ему («угнетатели», душители свободного слова, казнокрады и взяточники и т. д.). Автор даёт слово каждому, но искренность первых вызывает сочувствие и восхищение, а откровенность вторых рождает гнев и презрение. Лирический и сатирический полюса в поэзии Некрасова связаны единой осью общего поэтического приёма: самораскрытие героя через его речь. Грань между лирикой и сатирой неуловима. Мы уже заметили эту особенность поэзии Некрасова, анализируя «Элегию», сейчас мы находим новое подтверждение этого свойства.
Но и обращаясь к традиционным для поэзии темам любви, природы, творчества, Некрасов вносит в них своё «новое слово». Проследим это на примере нескольких любовных стихотворений: «Я не люблю иронии твоей...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О письма женщины, нам милой!», «Как ты кротка, как ты послушна...», «Слёзы и нервы». Эти стихотворения, навеянные историей взаимоотношений поэта с А. Я. Панаевой, рисуют любовное чувство в его эволюции: от эпохи расцвета, когда даже ссоры не затмевают счастья, до полного угасания, когда даже воспоминание о прежних отношениях становится болезненным и докучным. Любовь к женщине изображается Некрасовым как часть жизни, подверженная всем житейским перипетиям. Она лишена того ореола чудесности, божественности или трагизма, каким окружают её поэты-романтики.
Ученики могут попытаться сами определить особенности любовной лирики Некрасова, выполнив следующие задания и ответив на вопросы:
♦ Охарактеризуйте героиню любовных стихотворений Некрасова (по выбору учителя). Кто она, по вашему мнению, «гений чистой красоты» или обыкновенная женщина?
♦ Что отличает лирического героя Некрасова от героя любовной лирики Фета (Тютчева, А. К. Толстого, Пушкина и т. д.)? Обоснуйте своё мнение, опираясь на конкретные стихотворения.
♦ Сопоставьте изображение ссоры любящих в стихотворениях «Мы с тобой бестолковые люди...» и «Слёзы и нервы». Почему изменился взгляд поэта на происходящее? Чего он не может простить своей прежней возлюбленной?
• Пронаблюдайте, как взаимодействуют в творчестве Некрасова любовные и социальные мотивы. («Катерина», «Еду ли ночью по улице тёмной...», «Застенчивость», «Маша», «Зелёный Шум».)
• Сопоставьте свои наблюдения с материалом статьи учебника «Своеобразие любовной лирики». Сформулируйте и запишите в тетради тезисы, раскрывающие эту тему.
Как в освоении народной темы, так и в интерпретации темы любви поэзия Некрасова опирается на опыт предшествующей прозы, впитывает в себя её качества: углублённый психологизм, социально-типологический анализ, интерес к современности, критический настрой, реалистические приёмы изображения.
2. Новаторство формы.
Отражением новаторского содержания поэзии Некрасова стала и новизна её формы. Ребятам в негуманитарном классе нужно запомнить несколько наиболее существенных черт, выделенных в статье учебника «Последние песни», закрепив их запоминающимися примерами, подобрать которые они могут самостоятельно или с помощью учителя:
• Более активное использование трёхсложных размеров («В дороге», «Крестьянские дети»), придающих певучесть, а иногда и эпичность лирической речи.
• Утверждение дактилической рифмы наравне с мужской и женской («Сеятелям»).
• Введение в речь прозаизмов, диалектных, профессиональных, жаргонных слов для характеристики персонажа («В дороге»).
• Использование различных риторических традиций предшествующей поэзии: высокий стиль оды или сатиры начала XIX века, лексико-синтаксический строй пушкинской лирики («Элегия»).
• Широкое применение мотивов, образов, приёмов народной поэзии (различных жанров: от песни до небылицы) («Калистрат», «Песни»).
Подведём итог. Некрасов, безусловно, является и продолжателем традиций русской поэзии начала XIX века, и ярким новатором. В пушкинском русле он творит «поэзию действительности», при этом расширяя сферу изображаемого. В этом он опирается на опыт гоголевской сатиры, психологической прозы Лермонтова, на очерковый метод «натуральной школы». Сочетание разнородных традиций оказывается органическим сплавом в творчестве Некрасова, подчиняется его индивидуальности, его главной лирической струне — теме служения народу.
Домашнее задание
1. Составьте конспект доклада (сочинения) по теме «Новаторство и традиции в поэзии Н. А. Некрасова».
2. Выпишите тезисы статьи учебника «Своеобразие сатирических стихов Некрасова» и подберите к ним примеры из самостоятельно прочитанных стихотворений.
3. Согласны ли вы с мнением Б. Чичибабина, что все стихи Некрасова можно пересказать прозой?
Для индивидуальной работы
1*. Выполните лексико-стилистический разбор стихотворения «О письма женщины, нам милой!». Какие стилевые пласты и для чего смешивает в нём Некрасов?
2*. Прочитайте цикл стихотворений «Песни», покажите, как используются в нём фольклорные мотивы, образы и стилистические приёмы.
Опережающее индивидуальное задание (по вариантам): по учебнику подготовить сообщения о поэмах Некрасова «Саша», «Коробейники», «Мороз, Красный нос», «Русские женщины».