Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014

Становление реализма как художественного направления в европейской литературе. Страницы истории западноевропейского романа XIX века
Урок 38. Тема гражданской ответственности поэта перед народом в лирике Н. А. Некрасова - Н. А. Некрасов

Материалы к уроку. Н. А. Некрасов. «Вчерашний день, часу в шестом...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба...». Учебник. Статьи «Некрасов о судьбах русской поэзии», «Своеобразие сатирических стихов Некрасова», «Лирика Некрасова 1870-х годов».

Планируемые результаты образования

    Личностные: формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена российского общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; воспитание нравственного сознания и поведения.

    Метапредметные: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность.

    Предметные: способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях.

Задачи урока:

    • раскрыть отношение Некрасова к призванию поэта в сопоставлении с пушкинской традицией и в контексте современной Некрасову литературной жизни;

    • показать сложность взаимоотношений поэта с народом в творчестве Некрасова.

В стихотворении «Умру я скоро. Жалкое наследство...» Некрасов так определил сущность своего поэтического дара:

Я призван был воспеть твои страданья,

Терпеньем изумляющий народ!

И бросить хоть единый луч сознанья

На путь, которым Бог тебя ведёт...

Мы уже знаем биографические истоки такого художественного сознания: детская дружба с крестьянскими детьми и чувство единства с ними, ненависть к крепостной деспотии, опыт петербургской нищеты и новые дружеские встречи с народом в Грешневе и Карабихе, принадлежность к кругу Белинского и дружба с революционерами-демократами. Как же осуществил поэт своё призвание?

Можно выделить несколько этапов в творческом пути Некрасова.

Первый этап воплощён в стихотворениях «В дороге», «Тройка». Характерной особенностью их является «взгляд на народ со стороны» (см. об этом подробнее в статье учебника «Народ в лирике Некрасова. Поэтическое многоголосье»). Если поэт воспроизводит голос человека из народа, то получается стилизация («Огородник»). Между народным миром и миром поэта есть разрыв. Недаром в знаменитом четверостишии «Вчерашний день, часу в шестом...» Муза лишь зрительница страданья и позора молодой крестьянки. Поэт только учит Музу узнавать в страдалицах из народа своих родных сестёр.

Спустя недолгое время Муза Некрасова полностью перевоплотится в свою «сестру»: «Не русский — взглянет без любви / На эту бледную, в крови, / Кнутом иссеченную Музу...» («О Муза! я у двери гроба...»). Тогда начнётся новый этап творчества и голос поэта сольётся с голосами народного мира. Поэту откроется, о чём думает старуха, когда ей не спится (одноимённое стихотворение), как борются в душе обманутого женой крестьянина ревнивая злоба и доброта, пробуждённая весенней красотой («Зелёный Шум»), как горюют о «бесшабашной голове» бедного самоубийцы жители небогатого села («Похороны»).

Чем ближе поэт к народу, тем сильнее в нём чувство ответственности за его судьбу. Этот пафос становится определяющим в некрасовской интерпретации темы «Поэт и поэзия». Раскрыть тему поможет анализ стихотворений «Элегия» и «Поэт и гражданин». Предлагаем вопросы для разбора в классе или самостоятельной работы.

«Поэт и гражданин».

1. Почему Некрасов избирает форму диалога? На какую традицию он опирается?

2. Какую роль играют в стихотворении цитируемые пушкинские строчки? Одинаково ли понимают их смысл Поэт и Гражданин?

3. Выберите в тексте стихотворения фрагменты, характеризующие эпоху, состояние общества. Почему Гражданин называет современность «годиной горя»?

4. Какие люди, с точки зрения Гражданина, достойны и какие не достойны называться «сынами отечества»?

5. В чём видит Гражданин призвание современного поэта? Как вы понимаете строки:

Будь гражданин! служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Всеобнимающей Любви...

6. Перечитайте финальную исповедь Поэта. Как объясняет он причины своего нравственного упадка? За что винит себя? Что становится главным наказанием поэта, отступившего от идеалов гражданственности?

7. Почему Некрасов закончил стихотворение не бодрым призывом Гражданина, а горестно-исповедальными словами Поэта?

8. Какие строчки стихотворения кажутся вам наиболее современными?

Важно обратить внимание ребят на то, что Некрасов понимает поэтическое призвание достаточно широко. По его мнению, всякая (не только революционная) поэзия, проникнутая искренним состраданием к людям, внимательная к действительной жизни, согретая верой в человека, достойна называться гражданской. Он не принимает лишь бегство в поэзию от реальности, самодовольство и самоуспокоенность.

«Элегия».

1. Поэт назвал стихотворение элегией. Соответствует ли его содержание этому жанровому определению?

2. Для чего Некрасов вновь использует цитату из стихотворения Пушкина, слова, выражения, характерные для пушкинской эпохи?

3. Какие риторические приёмы используются в первой части стихотворения? Для чего?

4. Какие приёмы помогают создать элегический тон во второй части стихотворения?

5. Как вы понимаете финальные строчки стихотворения? К кому они обращены?

Важно, чтобы ученики почувствовали необычность жанровой природы стихотворения: сочетание сатиры и элегии, отражающее тесное соединение общественного и личного.

Обзор стихотворений, посвящённых теме поэта и поэзии, поможет осознать драматизм звучания этой темы у Некрасова. Ученики увидят, что жажда служения народу всегда соединяется у поэта с сознанием вины, нравственным самобичеванием. Поэт предстаёт у Некрасова человеком слабым, пережившим минуты стыда, сознания своей ничтожности. (Контрастными по отношению к образу поэта в лирике Некрасова предстают образы верных служителей народа, мучеников, несгибаемых пророков, праведников, посвятивших себя всецело «великому делу Любви».) Этой суровой мерой мерит себя поэт и выносит себе приговор:

...во мне нет сил героя. —

Тот не герой, кто лавром не увит

Иль на щите не вынесен из боя, —

Я рядовой (теперь уж инвалид) ...

      «Уныние»

Единственное оправдание своей жизни видит поэт в стремлении служить народу, в общей с народом капле крови.

Но, кроме сомнений в себе, поэта время от времени настигают ещё более страшные сомнения — в самом народе. С тревогой он вопрошает:

Ты проснёшься ль, исполненный сил,

Иль судеб повинуясь закону,

Всё, что мог, ты уже совершил, —

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?..

С горечью слышит поэт вековечную песню трусости и рабства над колыбелью младенца («Колыбельная Ерёмушке»), замечает, как заливает крестьянин вином свои обиды и смиряет порывы свободной души («Вино»). Ещё тяжелее замечать ему слабость своих единомышленников, упадок воли в лагере борцов («Иль нет людей, идущих дальше фразы?» — спрашивает лирическая героиня стихотворения «Отрывок»). Мучительные сомнения отравляют унынием душу поэта.

Народ! Народ! Мне не дано геройства

Служить тебе, плохой я гражданин,

Но жгучее, святое беспокойство

За жребий твой донёс я до седин!

Люблю тебя, пою твои страданья,

Но где герой, кто выведет из тьмы

Тебя на свет?.. На смену колебанья

Твоих судеб чего дождёмся мы?..

      «Уныние» (1874)

Далеко не прост, не прямолинеен путь поэта-гражданина. Прозорливость поэта позволяет ему глубже, чем многим представителям демократического лагеря, видеть противоречия действительности, слабые стороны в самом народе, трудность разрешения вековых конфликтов русской жизни. Поэтому образ Музы-страдалицы неоднозначен. В нём запечатлена не только горькая судьба народа, не только борьба поэта с внешним врагом, но и тяжелейшая битва с самим собой, собственной слабостью, неверием, унынием, болезнью. Творчество Некрасова пронизано напряжением борьбы, как музыка Бетховена. Важно, чтобы современные школьники уловили его общечеловеческое значение, осознали, что смысл поэзии Некрасова не сводится к «гражданской скорби» времён крепостного рабства. Почувствовали в ней пафос борьбы за свободу личности против духовного порабощения, за жизнь против болезни и смерти, за настоящего человека против рутины и пошлости.

    Домашнее задание

1. Подготовьте сообщение на тему «Звучание темы поэта и поэзии в лирике Пушкина и Некрасова».

2. Составьте сборник цитат из стихотворений Некрасова на тему «Поэт и народ».

Для индивидуальной работы

1*. Подберите материал и сопоставьте образ Музы в лирике Пушкина и Некрасова (или Некрасова и Фета).

2*. Сделайте сопоставительный анализ стихотворений А. С. Пушкина «Осень» и Н. А. Некрасова «Уныние».

3*. Владимир Маяковский, оценивая достоинства русских поэтов в стихотворении «Юбилейное», между собой и А. С. Пушкиным поставил только Н. А. Некрасова. Как вы думаете, почему? (Ответ оформите в виде сочинения-миниатюры.)