Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014

Становление реализма как художественного направления в европейской литературе. Страницы истории западноевропейского романа XIX века
Урок 37. Личность и творчество поэта. Народные истоки мироощущения Н. А. Некрасова - Н. А. Некрасов

9 часов

Урок 37. Личность и творчество поэта. Народные истоки мироощущения Н. А. Некрасова

Материалы к уроку. Учебник. Статьи: «О народных истоках мироощущения Некрасова». «Детство и отрочество Некрасова», «Петербургские мытарства. Встреча с В. Г. Белинским. Некрасов — журналист и издатель», «Поэтический сборник Некрасова 1856 года», «Народ в лирике Некрасова. Поэтическое „многоголосье”». Стихотворения Н. А. Некрасова.

Планируемые результаты образования

    Личностные: формирование готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.

    Метапредметные: готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности.

    Предметные: владение навыками анализа художественных произведений (стихотворений Н. А. Некрасова с учётом их жанрово-родовой специфики); осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.

Задачи урока:

    • дополнить сведения учеников о жизненном пути Н. А. Некрасова;

    • раскрыть истоки мироощущения поэта.

Изучая факты биографии Н. А. Некрасова, мы имеем возможность опираться не только на документы и свидетельства современников, но и во многом на стихотворения автобиографического характера. Это даст возможность расширить круг произведений, с которыми познакомятся ученики, и сделать более эмоциональной, задушевной встречу с поэтом.

Предлагаем построить урок на чередовании фрагментов лекции учителя (или сообщений учеников) и обсуждения стихотворений, отражающих тот или иной этап в жизни поэта.

1. Детство.

Семья Некрасовых. Характеры отца и матери, их влияние на формирование личности будущего поэта. Природа и дружба с крестьянскими ребятишками.

Стихотворения «Крестьянские дети», «Накануне Светлого праздника».

♦ Какие впечатления детских лет отразились в этих стихотворениях?

♦ Какие черты народного мира открывались Некрасову ещё в детстве? (Это мир радостного и упорного труда, общей веры и близости с природой.)

Стихотворение «Родина».

♦ Каким чувством пронизаны эти стихи? С какой интонацией и почему вы бы произнесли их название?

♦ Какими предстают в стихотворении отец и мать поэта?

♦ Как Некрасов связывает горькие впечатления своего детства с судьбой всей России? (Трагедию своей семьи он изображает как типическое проявление крепостнической эпохи. Деспотизм и жестокость отца в его глазах не столько индивидуальные его качества, сколько «родовые» характеристики человека того времени.)

♦ Почему, вопреки реальной ситуации, Некрасов изобразил в стихотворении родовое гнездо разорённым?

♦ Какой смысл вложил поэт в название Родина?

♦ Как вы понимаете слова Ф. М. Достоевского о Н. А. Некрасове: «Это... было раненное в самом начале жизни сердце»?

2. Молодость. Начало литературной деятельности. Встреча с В. Г. Белинским. Некрасов — журналист и издатель.

Ссора с отцом. Нищета. Первая литературная неудача («Мечты и звуки»). Газетная и журнальная подёнщина. Приобщение к театру. Знакомство с Белинским. Первые литературные успехи. Приобретение журнала «Современник».

Стихотворения: «О погоде» (часть 1, глава 2), «До сумерек» (часть 2, главы 1, 2: «Крещенские морозы», «Кому холодно, кому жарко!») (фрагменты).

♦ Каким предстаёт Петербург в изображении Некрасова? Сопоставьте этот образ с образом столицы в петербургских повестях Гоголя.

♦ Как удаётся поэту создать живой, динамичный образ города? В чём проявляется мастерство Н. А. Некрасова? (Яркие пейзажные зарисовки сменяются жанровыми сценками, диалогами петербургских жителей. Некрасов мастерски передаёт характер, судьбу человека через его речь, например, создавая образ старого рассыльного Миная. Во всех картинах отчётливо чувствуется отношение автора: то горестное, то ироничное.)

♦ Как сказался опыт драматического писателя, водевилиста в этом лирическом произведении?

♦ Лирический герой стихотворения — разночинец, один из петербургских бедняков. Похож ли он на «маленьких людей» Гоголя (Башмачкина, Поприщина, Пискарёва)?

Стихотворения «Маша», «Еду ли ночью по улице тёмной...».

♦ Как связаны в этих стихотворениях любовная тема и социальная проблематика?

♦ Как удаётся автору передать трагические судьбы обитателей петербургских углов?

♦ Какую роль играет в каждом стихотворении приём умолчания?

Стихотворение «Застенчивость».

♦ В чём причина терзаний лирического героя?

♦ Какие особенности психологии интеллигента-разночинца отразил в этом стихотворении Некрасов? (Поэт показал, что суровая жизненная борьба, которую проходит герой, оставляет на нём печать душевной изломанности. Он лишён светской ловкости, лёгкости в общении, угловат, мнителен и самолюбив при болезненной чуткости и застенчивости. Мучительное недовольство собой, рефлексия и раздражительность — все эти свойства характера были присущи многим людям некрасовского круга и самому поэту.)

3. Некрасов-журналист. Годы литературной славы.

«Современник» в 1850-е годы. Литературный, редакторский и предпринимательский талант Некрасова. Успех сборника 1856 года. Политическая борьба 1860-х годов. Сотрудники «Современника» и судьба журнала. Личная жизнь поэта. Общественная репутация Некрасова и его собственные размышления о пройденном пути. Болезнь. Взаимоотношения Некрасова с гениальными современниками: Тургеневым, Достоевским, Толстым.

Стихотворения из цикла «Песни о свободном слове». «Газетная» (фрагменты).

♦ Каким предстаёт в этих стихах литературный быт эпохи?

♦ Почему мечты рассыльного, наборщиков, друзей писателей о свободном слове автор воспринимает с горькой усмешкой? (Вся литературная деятельность Некрасова и как поэта, и как журналиста — путь постоянной борьбы с цензурой. Бесконечная битва за каждое слово, за каждую статью изматывала писателя. Новый закон о печати 1865 года отменил для ряда изданий предварительную цензуру, но при этом оставалась «карательная цензура», т. е. полная ответственность редактора и сотрудников за опубликованные материалы. В этой ситуации никакие усилия Некрасова спасти «Современник» не могли помочь. В 1866 году журнал был закрыт.)

Стихотворение «Умру я скоро. Жалкое наследство...». Здесь приём беседы лучше заменить комментированным чтением, раскрывая ученикам реальные жизненные обстоятельства, стоящие за поэтическими формулами.

Стихотворения «Вступление к песням 1876 — 1877 годов», «Зине» («Пододвинь перо, бумагу, книги...»), «Чёрный день! Как нищий просит хлеба...», «Сон».

Выразительное чтение одного-двух стихотворений из этого ряда поможет ребятам увидеть поэта в его последние годы, оценить мужество и духовную силу, которые проявляет поэт в борьбе с мучительной болезнью, преданность его своему литературному труду и — до последнего часа — страдальческую мысль о России.

Закончить урок можно фрагментом стихотворения «Уныние», где поэт напрямую обращается к новым поколениям и, сурово оглядывая пройденный путь, отдаёт себя на суд читателя-гражданина. (Строфы 6 — 9 от слов: «...опять я поверяю / Всю жизнь мою...» до слов: «Мой ум к труду, к покою возврати!».)

    Домашнее задание

1. Подготовьте сообщение «Основные мотивы лирики Н. А. Некрасова».

2. Раскройте смысл поэтической формулы Некрасова: «Пути, утоптанные гладко, /Я пренебрёг, я шёл своим путём...».

Для индивидуальной работы

Подготовьте выразительное чтение стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Последнее свидание» и сделайте к нему историко-биографический комментарий.