Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014
Становление реализма как художественного направления в европейской литературе. Страницы истории западноевропейского романа XIX века
Урок 54. Глуповские градоначальники: гротескное изображение пороков государственной власти в России - М. Е. Салтыков-Щедрин
Материалы к уроку. М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города».
Планируемые результаты образования
Личностные: формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества в процессе этико-эстетического освоения нравственных основ художественной словесности XIX века, участия в дискуссиях по нравственной и философской проблематике литературных произведений.
Метапредметные: владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
Предметные: формирование умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя (М. Е. Салтыкова-Щедрина) в процессе анализа художественного произведения.
Задачи урока:
• помочь ученикам осознать, какие пороки власти, государства выявляет Салтыков-Щедрин, какие приёмы использует для их разоблачения;
• продолжить обучение анализу эпизода.
«Не знаешь, что более славословить: власть ли, в меру дерзающую, или сей виноград, в меру благодарящий?» — так в словах глуповского летописца определены две стороны, два участника исторического процесса: власть и народ. В соответствии с этой логикой мы посвящаем один урок характеристике глуповских градоначальников, представляющих лик власти, другой — простым глуповцам, народу.
Работа над характеристикой образа глуповской власти началась уже на первом уроке. Сейчас можно закрепить и дополнить изученный материал при помощи краткой беседы (фронтального опроса, индивидуальных ответов по домашнему заданию):
♦ Какие наиболее яркие общие черты отличают всех (или большинство) градоначальников, упомянутых в описи?
♦ Подберите слова, которыми можно охарактеризовать отношение градоначальников к глуповцам.
♦ Приведите из последующих глав «Истории одного города» примеры жестокости, самоуправства, произвола, хищничества градоначальников, их насилия над собственным народом.
Таких примеров в истории Глупова множество. Но Салтыков-Щедрин стремится не только зафиксировать вопиющие факты градоначальнических «дерзаний», но и дать им объяснение, исследовать причины произвола, раскрыть природу власти. Одним из ярких образцов такого исследования является глава «Органчик». Её разбору посвятим главную часть урока. Беседу дополнит выразительное чтение или близкий к тексту пересказ фрагментов главы.
1. При каких обстоятельствах появляется в Глупове градоначальник Брудастый? На какие события реальной истории России намекает автор?
(Сопоставив начало главы «Органчик» с фрагментом описи градоначальников, обнаружим, что в истории поспешного назначения Брудастого на место высланного за невежество голштинского выходца Пфейфера отразился государственный переворот 1762 года: смещение Петра III Екатериной II.)
2. Какие настроения переживают глуповцы в ожидании нового градоначальника?
(Приподнятое настроение жителей напоминает о либеральных надеждах русского общества в связи с приходом к власти Екатерины II.)
3. Чем разочаровал горожан прибывший градоначальник? Какое настроение воцарилось в городе? Почему?
(Автор показывает одну из самых ярких черт власти: её отрыв от жизни общества, замкнутость в себе самой, благодаря которым она становится в глазах обывателей таинственной, мистической. Так рождается ореол священного ужаса, окружающий власть. Страх, вызванный непониманием, пронизывает весь общественный организм (начинаясь удивлением от беспричинного генерального сечения ямщиков, заканчиваясь слухами о вампиризме градоначальника).)
4. Справляется ли Брудастый с обязанностями градоначальника? Как оценивает автор, результаты его деятельности?
(Как ни парадоксально, двух слов: «Разорю» и «Не потерплю» — оказывается достаточно, чтобы установить «порядок»: «Неслыханная деятельность вдруг закипела во всех концах города...» Однако в оценке автора бурная деятельность властей предстаёт «гвалтом и сумятицей». Активность чиновников порождает уныние и апатию горожан, которые, ничего не понимая, чувствуют только «страх, зловещий и безотчётный страх».)
5. Может ли страх, по Салтыкову-Щедрину, быть надёжной основой государственного управления? Как отвечает на этот вопрос история Органчика?
(Автор показывает, что на страхе не может быть построена жизнь государства, так как при малейшем сбое, при проявлении властью хоть какой-нибудь человечности или слабости механизмы управления рушатся. Так, улыбка Брудастого в прекрасный весенний день становится началом его катастрофы. При этом народ, отвыкший от самоуправления под гнётом страха, неизбежно впадает в анархию. Не случайно эпоху Органчика сменяет период безначалия, смуты.)
6. С какими фрагментами «Истории одного города» наиболее отчётливо перекликается глава «Органчик»? К какому выводу стремится привести нас автор?
(Выкрики Брудастого напоминают, конечно, о первом князе, прибывшем в Глупов с воплем: «Запорю!» Автор подчёркивает таким образом неизменность природы власти на всём протяжении глуповской истории, бессмысленность надежд на хорошего градоначальника. От «Органчика» тянется нить к рассказу о майоре Прыще — градоначальнике с фаршированной головой. Сходство эпизодов в метафорическом изображении «безголовости» власти. Не менее важен и контраст: деятельность Брудастого приносит городу неприятности, бездеятельность, невмешательство в частные дела Прыща оборачивается благоденствием и изобилием Глупова. Чем активнее власть, тем она, по убеждению автора, вредоноснее.)
7. Какие художественные приёмы использует писатель в рассмотренных эпизодах?
(Фантастика и гротеск являются главными средствами сатиры Щедрина, дополняясь такими приёмами, как пародия, например, пародийные документы в главе «Органчик», анахронизм, ирония.)
8. Как вы понимаете слова писателя: «Ведь не в том дело, что у Брудастого в голове оказался органчик, наигрывавший романсы „Не потерплю!" и „Разорю!", а в том, что есть люди, которых всё существование исчерпывается этими двумя романсами. Есть такие люди или нет?»
Салтыков-Щедрин подчёркивает реалистический характер своего гротеска: его сатира направлена против уродливых явлений реальной русской жизни, художественно преувеличенных, но отнюдь не выдуманных.
В заключение урока может прозвучать монологический ответ ученика, обобщающий характерные черты глуповской власти, порождённые её механистической, антинародной, античеловеческой сущностью.
Окончательным приговором глуповской власти становится история Угрюм-Бурчеева. Сходство «прохвоста» с Органчиком не раз отмечается автором:
«Он ещё не сделал никаких распоряжений, не высказал никаких мыслей, никому не сообщил своих планов, а все уже понимали, что пришёл конец. В этом убеждало беспрерывное мелькание идиота, носившего в себе тайну; в этом убеждало тихое рычание, исходившее из его внутренностей. Незримо ни для кого прокрался в среду обывателей ужас и безраздельно овладел всеми».
Угрюм-Бурчеев оказывается всё тем же Органчиком, доведённым до абсурдного логического конца. У Брудастого окрики «Разорю!» и «Не потерплю!» были только угрозой. Угрюм-Бурчеев осуществляет эту программу на практике, уничтожая старый Глупов и пытаясь унять реку.
Гротеск Щедрина в главе «Органчик» производит впечатление грустное и одновременно комическое. В финальной главе смеху не остаётся места. Ужасом объяты глуповцы. Мрачное и жуткое впечатление производят эти страницы и на читателя.
Но Салтыков-Щедрин как истинный гуманист верит, что искажение человеческой природы не может быть бесконечным. Чем дальше заходит власть в своём безумном дерзании, тем ближе её гибель. Подобно тому как река сносит построенные Угрюм-Бурчеевым плотины, природное, естественное начало берёт верх над механистической непреклонностью власти. Непобедимый прохвост побеждён простой человеческой усталостью, обезоружен сном. Таинственный покров власти вдруг спадает, стальной взгляд перестаёт ослеплять людей, и власть предстаёт перед ними такой, как она есть. Что же видят глуповцы?
«Когда он разрушал, боролся со стихиями, предавал огню и мечу, ещё могло казаться, что в нём олицетворяется что-то громадное, какая- то всепокоряющая сила... теперь, когда он лежал поверженный и изнемождённый, когда ни на ком не тяготел его исполненный бесстыжества взор, делалось ясным, что это „громадное", это „всепокоряющее" — не что иное, как идиотство, не нашедшее себе границ».
Прозрение глуповцев делает невозможным продолжение глуповской истории в том русле, в каком она текла прежде, поскольку, лишившись своего ослепления, глуповцы уже не могут быть действующей силой, какой были на протяжении всей прежней своей истории. Для доказательства этого рассмотрим образ народа в «Истории одного города».
Домашнее задание
1. Выберите в тексте и подготовьте краткий пересказ эпизодов, ярко показывающих типические черты глуповцев.
2. Подготовьте сообщение о глуповских правдоискателях и народных защитниках.
3. Проследите поведение глуповцев в главах «Голодный город», «Соломенный город», «Войны за просвещение», «Подтверждение покаяния. Заключение».
4*. Подберите самостоятельно примеры сатирического гротеска в «Истории одного города».