Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014
Становление реализма как художественного направления в европейской литературе. Страницы истории западноевропейского романа XIX века
Урок 53. Проблематика и жанровое своеобразие сатиры История одного города - М. Е. Салтыков-Щедрин
3 часа
Урок 53. Проблематика и жанровое своеобразие сатиры «История одного города»
Материалы к уроку. М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города». (Обращение к читателю. О корени происхождения глуповцев. Опись градоначальникам.) Учебник. Раздел «Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин». Статьи «Мастер сатиры», «Детство, отрочество, юность и молодость Салтыкова-Щедрина», «Вятский плен», «Сказки». Планируемые результаты образования
Личностные: формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена российского общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности.
Метапредметные: способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.
Предметные: владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.
Задачи урока:
• раскрыть историю возникновения замысла произведения, его связь с современной автору действительностью;
• сделать первые наблюдения и выводы о проблематике и художественных особенностях «Истории одного города».
Вступлением к анализу произведения может послужить обзор жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина (слово учителя или доклад ученика на основе прочитанных биографических глав учебника). При этом следует акцентировать внимание учащихся на следующих моментах:
• личные качества писателя (доброта под маской суровости, впитанная с детства ненависть к крепостничеству);
• политические взгляды (принадлежность к революционно-демократическому лагерю, сотрудничество с Некрасовым в «Современнике», редактирование журнала «Отечественные записки»);
• общественная позиция (соединение писательства и государственной службы; стремление честной деятельностью на довольно высоких должностях принести пользу России; отказ от службы вследствие разочарования в таком способе действий).
Следующим этапом урока станет беседа с целью актуализации знаний о творчестве Салтыкова-Щедрина, известного ученикам по некоторым из его сказок.
♦ Над кем и над чем смеётся обычно сатирик Салтыков-Щедрин?
♦ Почему для сатирического изображения своей современности Щедрин использует форму сказок?
♦ Какие наиболее яркие приёмы отличают сатиру Салтыкова-Щедрина (покажите на примере одной из сказок)?
Такие вопросы позволят подготовить ребят к восприятию нового произведения в его художественной специфике. Особенно продуктивно пройдёт такая беседа, если ученики перечитают перед уроком знакомые сказки, вспомнят ранее изученный материал, а также используют статью учебника «Сказки».
Первый проблемный вопрос, который следует обсудить на уроке:
♦ Почему, задумав создать сатиру на современное состояние российского государства, Щедрин выбирает жанр истории?
XIX век — эпоха формирования исторического сознания. Совсем недавно, в 1820-е годы, Карамзин «открыл русскую историю, как Колумб — Америку» (слова Пушкина). За последующие полвека появилось множество исторических работ, посвящённых судьбе России в целом и её отдельным периодам: труды М. П. Погодина, Н. А. Полевого, Н. И. Костомарова и С. М. Соловьёва. Интерес к истории имел и ярко выраженный политический характер. В истории учёные и писатели искали ответы на вопросы о будущем России. Переживая эпоху Великих реформ, эпоху кризиса самодержавия, писатели стремились осознать, является ли самодержавие необходимым организующим началом в жизни России, или оно представляет отжившую форму, препятствующую развитию государства и общества. Чем движется история? Усилиями правителей? Стихийной энергией народной массы? Волей Провидения? На эти вопросы искали ответ все писатели, мыслители XIX века. Поэтому размышления сатирика о причинах и последствиях неблагополучного состояния государства Российского естественным образом приобрели форму исторического сочинения.
В то же время необходимо подчеркнуть, что писатель не стремился изобразить «прошлое». Вот как сам он говорит о целях своей книги в письме в редакцию журнала «Вестник Европы»:
«Не „историческую", а совершенно обыкновенную сатиру имел я в виду, сатиру, направленную против тех характеристических черт русской жизни, которые делают её не вполне удобною».
Итак, предметом изображения сатирика является не прошлое, а настоящее, поэтому исторические факты и хронология не являются для него обязательными, используются свободно, по мере необходимости.
Следующий этап урока мы и посвятим тому, чтобы продемонстрировать, как именно и почему использует Щедрин мотивы реальной истории России в своей книге. Для этого можно предложить несколько заданий.
1. Сопоставительный анализ главы «О корени происхождения глуповцев» и фрагментов из «Повести временных лет».
Сравнение покажет ученикам, что автор, отталкиваясь от легендарного рассказа о призвании варягов на Русь, обыгрывает ситуацию, чтобы раскрыть её сатирический смысл, высмеять нелепое желание глуповцев избавиться от свободы, добровольно пойти в кабалу. Для этого используется ряд особых приёмов, выявить которые могут учащиеся самостоятельно или под руководством учителя.
2*. Комментированное чтение «Обращения к читателю. От последнего архивариуса-летописца».
Историко-литературный комментарий раскроет для учеников смысл упоминания исторических личностей в «Обращении...», роль подтекста, особенности цветистого красноречия, источники и образцы, на которые ориентируется последний глуповский летописец.
3. Составление историко-литературного комментария или примечаний к «Описи градоначальникам».
Ученикам придётся назвать факты русской истории, отражённые и пародийно переосмысленные в истории каждого градоначальника. При этом они убедятся, что упоминание этих фактов не совпадает с их реальной последовательностью в истории, имеет гораздо более значительные исторические ассоциации. Так, например, повторяющийся мотив похода градоначальника на собственный город напоминает о разорении Иваном Грозным Новгорода. Реформы Петра I, вопреки указанным датам, также скрыто присутствуют в «Описи...». Зато выпадают из истории Глупова такие события, без которых невозможно представить русскую историю. (Самый яркий пример — война 1812 года. Отсутствие данных о ней подчёркнуто упоминанием Бонапарта в справке о Беневоленском.) Историческая реальность здесь подчинена художественной условности. В итоге ребята сами могут сделать вывод: чем определяется выбор исторических фактов для истории Глупова из русской истории. (По какому принципу они отбираются.)
Этот вывод поможет более глубоко осознать смысл приведённых выше слов Салтыкова-Щедрина. Итак, писатель сосредоточил внимание только на тех фактах, явлениях русской жизни как в прошлом, так и в настоящем, которые, повторяясь в каждый период истории, делают общественную жизнь «не вполне удобной». В продолжении цитаты эти характеристические черты названы, но попробуем назвать их сами, обратившись к «Истории одного города», и затем сравним с формулировками автора.
Домашнее задание
1. Прочитайте и законспектируйте статью учебника «Проблематика и поэтика сатиры „История одного города“».
2. На примере главы «Сказание о шести градоначальницах» покажите, как автор использует приём анахронизма.
3. Подготовьте близкий к тексту пересказ фрагмента главы «Органчик»: а) от слов: «Глупов, беспечный, добродушно-весёлый Глупов, приуныл...» до слов: «Более ничего узнать не могли»; б) от слов: «То был прекрасный весенний день...» до слов: «...тайна построения градоначальнического организма наукой достаточно ещё не обследована».
4*. Закончите составление примечаний к «Описи градоначальникам» в стиле «Истории одного города».