Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014
Становление реализма как художественного направления в европейской литературе. Страницы истории западноевропейского романа XIX века
Урок 52. Образ Козьмы Пруткова, его место в русской поэзии - А. К. Толстой
Материалы к уроку. Сочинения Козьмы Пруткова. Учебник. Статья «Сатирические произведения А. К. Толстого».
Планируемые результаты образования
Личностные: формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества.
Метапредметные: владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
Предметные: владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; *формирование представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле (на примере творчества А. К. Толстого).
Задачи урока:
• познакомить учеников с творчеством Козьмы Пруткова, раскрыть историю происхождения этого литературного образа и его место в русской литературе;
• продолжить освоение понятий пародия, стилизация, сатира.
Можно начать урок с рассказа о том, как в творческом союзе Алексея Толстого и братьев Жемчужниковых был придуман образ самодовольного литератора Козьмы Пруткова. Но, наверное, более удачным будет иное решение. В соответствии с духом розыгрыша, литературной игры, окружающим фигуру Пруткова, стоит внести элемент интриги и в посвящённый ему урок. Например, не давая никакого предварительного задания и не сообщая точной темы урока, предложим вниманию учеников несколько стихотворений «популярного в середине XIX века» поэта («Мой портрет», «Честолюбие», «Моё вдохновение» или другие, по выбору учителя) и попросим ребят высказать своё суждение о достоинствах поэта. Хорошо, если они сразу почувствуют комизм этих творений и смогут обосновать свои впечатления. Но даже если стихотворения Пруткова будут восприняты всерьёз, это даст возможность ученикам ощутить себя на месте русских читателей позапрошлого века, также оказавшихся на какое-то время обманутыми ловкой литературной мистификацией.
От первого впечатления о поэзии Козьмы Пруткова и краткого знакомства с его «биографией» переходим к ключевому вопросу урока:
♦ Над чем смеётся Козьма Прутков?
Ответив на него, мы придём к пониманию того, зачем он был создан, какая потребность культурного развития выразилась в нём, какое место он занял в литературе.
Построим урок таким образом, чтобы постепенно ученики могли находить всё более глубокие ответы на поставленный вопрос.
Первым, наиболее явным объектом насмешек Пруткова оказываются поэты, литераторы вообще. Часто говорится о том, что Прутков высмеивает эпигонов, бездарных подражателей. Однако имена эпигонов давно забыты и ничего не скажут современному школьнику. Но для Козьмы Пруткова нет авторитетов. Создавая свои шедевры, он берёт за образец не только стихи Щербины или Бенедиктова, но и те произведения, которые вошли в фонд русской классики. Он и сам определяет свою позицию очень конкретно:
«Я совсем не пишу пародий!.. Я просто анализировал в уме своём большинство поэтов, имевших успех; этот анализ привёл меня к синтезису; ибо дарования, рассыпанные между другими поэтами порознь, оказались совмещёнными все во мне едином!..» (Письмо известного Козьмы Пруткова к неизвестному фельетонисту «С.-Петербургских ведомостей» (1854) по поводу статьи сего последнего.
Так подражание или пародия? Предметом пародии могут быть, как обычно думают, только плохие стихи. Подражают, напротив, чему-то
хорошему. Чтобы разобраться, предложим ученикам сравнить несколько прутковских стихотворений с их наиболее известными образцами. (В сильном классе ребята могут сами угадать эти образцы, в менее начитанном классе их раскроет учитель.)
А. С. Пушкин. «Чёрная шаль» — К. Прутков. Романс («На мягкой кровати...»).
М. Ю. Лермонтов. «Желанье» («Отворите мне темницу...») — К. Прутков. «Честолюбие» («Дайте силу мне Самсона...»).
А. А. Фет. «Непогода — осень — куришь...» — К. Прутков. «Осень» («Осень. Скучно. Ветер воет...»).
Во-первых, после обсуждения ребята убедятся, что, вопреки утверждениям автора, стихи Пруткова всё-таки пародии, а не подражания, поскольку в них есть тот самый момент преувеличения, «пересаливания», доведения до абсурда, который и отличает пародию как литературный приём. При этом мы смеёмся не только над «копиями», но отчасти и над оригиналами.
Во-вторых, становится ясно, что Прутков смеётся не просто над плохими стихами. (Ведь стихи Пушкина и Лермонтова совсем не плохи и не стали хуже от прутковских подражаний.) Объектом пародии оказывается какой-то конкретный приём, когда-то яркая находка, превратившаяся со временем в слишком узнаваемый шаблон (выражаясь современным языком, «хит»). Прутков издевается над всем застывшим, окостеневшим в поэзии, над всем, что превращает её в сумму удачных приёмов, убивая неуловимую сущность поэтического творчества, его вдохновенность. Важно показать десятиклассникам, что главным приёмом пародирования становятся постепенно не отдельные стихотворения Пруткова, а весь облик самодовольного и тупого горе-поэта.
Но, как известно, Прутков не только поэт, но и чиновник. Он сочиняет не только вирши, но и политические прожекты. Так мы подходим ко второму адресату прутковского смеха.
Предложим ученикам ознакомиться с проектом «О введении единомыслия в России» Козьмы Пруткова и сформулировать его идею.
♦ Каким предстаёт в этом произведении Прутков? Как можно оценить его идеи?
Десятиклассники с помощью учителя должны осознать сатирический смысл «Проекта». В нём высмеивается не только благонамеренная глупость чиновника Пруткова, но и государственная машина, которой он служит. Высшая власть противоречивыми действиями вводит в заблуждение подданных относительно своих «блистательно обдуманных» целей, не терпит критики и свободы слова, плодит верноподданных тупиц и мечтает о совершенном единомыслии всех граждан. Учитель решит, что важнее на данном этапе урока: раскрыть исторические факты, подтверждающие точность прутковской сатиры на эпоху Николая I, или раскрыть ученикам грустный пророческий смысл «Проекта», идеи которого — казалось бы, смехотворные — были стопроцентно реализованы в советское время.
Дополнить представление о Пруткове-сатирике могут «Военные афоризмы», приписанные перу сына великого Козьмы. Выбор десяти- двенадцати наиболее ярких и прозрачных по смыслу афоризмов уже даст возможность ученикам ответить:
♦ Как изображается в «Военных афоризмах» состояние русской армии? Что высмеивает Фаддей Кузьмич Прутков?
Итак, вторым объектом насмешек Пруткова становится современная автору российская действительность.
Но и этим не ограничивается творческий диапазон Козьмы Пруткова. Поэт, политический деятель, он ещё и философ. Третий фрагмент урока посвятим знаменитым «Плодам раздумья».
В зависимости от особенностей класса учитель может предложить игровую форму (например, по первой половине афоризма восстановить вторую часть или по ключевому слову отгадать весь афоризм и т. п.) или просто охарактеризовать несколько прутковских максим, показывая их отличие от традиционных явлений этого жанра. Мнимое глубокомыслие, преувеличенная серьёзность, абсурдная «логика» делают смешными плоды раздумья Козьмы Пруткова. И вновь смех Пруткова поражает сразу двойную цель. Конечно, в первую очередь смешон умничающий дурак, но на его фоне становятся смешными и умничающие умники. В свете афоризмов Пруткова как-то сразу начинают казаться сомнительными незыблемые истины, глубокомысленные откровения, которым мы порой слишком слепо доверяем: «Тише едешь — дальше будешь», «Молчание — золото», «Умом Россию не понять» и прочее.
Что же становится теперь тайной мишенью прутковского смеха?
Вот одно из первых опубликованных стихотворений Тютчева, напечатанное в пушкинском ещё «Современнике», оно открыло эпоху новой русской поэзии: поэзии мысли, философской углублённости, высокой серьёзности.
Фонтан
Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной —
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осуждён.
О смертной мысли водомёт,
О водомёт неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятёт?
Как жадно к небу рвёшься ты,
Но длань незримо-роковая,
Твой луч упорный преломляя,
Сверкает в брызгах с высоты.
А вот один из самых известных афоризмов Пруткова, как будто специально написанный в ответ на эти стихи.
Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану.
(«Плоды раздумья», № 22.)
Тютчев со всей глубиной мыслителя и поэта изображает трагическое противоречие человеческого разума: устремлённость к божественной истине и невозможность её достижения. Прутков со всем простодушием глупца находит выход из трагедии: смертной мысли водомёт тоже нуждается в отдыхе. Оказывается, мучительные терзания духа, стремления разума можно просто на время «выключить».
Вся русская литература второй половины XIX века — это литература страстного богоискательства, служения народу, философского напряжения. Поэзия не оставила себе права на лёгкость, бездумность, безыдейность. «А поэзия, прости Господи, должна быть глуповата», — говаривал Пушкин (из письма П. А. Вяземскому в мае 1826 года). В этом горнем воздухе простому читателю порой становится не по себе, как мирянину в святой обители. В пушкинскую эпоху глубина духовных прозрений и лёгкость игрового начала мирно уживались в поэзии. После Гоголя литература приняла на себя такую ответственность, так прониклась своей миссией, что порой сама не выдерживала перенапряжения сил и впадала в молчание или антиэстетизм (как в творчестве Л. Н. Толстого). Козьма Прутков — это отдушина для жизнерадостного читателя, это напоминание о том, что литература не жизнь, не религия, это внезапный взрыв загнанной в недра «глуповатости». Это лукавая насмешка русского ума над самим собою, уравновесившая хотя бы частично серьёзность духовных устремлений Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского.
Домашнее задание
1. Придумайте несколько школьных афоризмов по образцу военных афоризмов Пруткова.
2*. Напишите критическую статью об одном из стихотворений Козьмы Пруткова. Попробуйте в ней пародийно обыграть манеру одного из популярных критиков XIX века.
Опережающее индивидуальное задание
По статьям учебника «Мастер сатиры», «Детство, отрочество, юность и молодость Салтыкова-Щедрина», «Вятский плен» составьте план рассказа о жизни и творчестве писателя.
Язык литературы
По учебнику русского языка повторите требования к устному выступлению научного, научно-популярного и публицистического стиля. Определите, какого стиля изложения требует каждая из предложенных ниже тем. Поясните почему. Сформулируйте цель высказывания. Выберите одну из тем и подготовьте доклад или сообщение в соответствующем стиле.
1. Художественная функция приёма стилизации в поэзии А. К. Толстого.
2. Проявление рыцарской натуры Алексея Толстого в жизни и в творчестве.
3. Вправе ли поэт стоять «над схваткой»? (Современная оценка общественно-политической позиции А. К. Толстого.)
По учебнику русского языка повторите стилистические фигуры (фигуры речи) (с. 341). Найдите примеры употребления стилистических фигур в стихотворениях Козьмы Пруткова.
См. также упражнение 497.