Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014
Становление реализма как художественного направления в европейской литературе. Страницы истории западноевропейского романа XIX века
Урок 51. Стремление к пушкинской универсальности и гармонии в творчестве А. К. Толстого - А. К. Толстой
2 часа
Урок 51. Стремление к пушкинской универсальности и гармонии в творчестве А. К. Толстого
Материалы к уроку. А. К. Толстой. Три произведения по выбору. (Например, «Средь шумного бала, случайно...», «Не ветер, вея с высоты...», «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре...».) Учебник. Раздел «Алексей Константинович Толстой».
Планируемые результаты образования
Личностные: формирование эстетического отношения к миру посредством приобщения к сфере словесного искусства и привлечения других видов искусства на уроках литературы, воспитания хорошего вкуса, сознательного отношения к литературе, умения отличать высокие образцы искусства от произведений массовой культуры.
Метапредметные: владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
Предметные: умение представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой литературы.
Задачи урока:
• познакомить учащихся с жанровым и тематическим разнообразием творчества писателя;
• раскрыть важнейшие особенности лирики А. К. Толстого;
• выявить черты сходства и обусловленные временем различия в лирике А. К. Толстого и А. С. Пушкина.
Учебник содержит богатый материал по творчеству А. К. Толстого, поэтому, учитывая малое количество отпущенных на эту тему часов, не стоит, наверное, прибегать к дополнительным источникам. Лучше организовать работу десятиклассников с материалами соответствующего раздела. Варианты возможны такие:
1. Сообщение ученика (или учителя) о жизни и творчестве писателя (по материалам учебника). По ходу выступления ученики записывают тезисы, основные факты и вывод.
Главным, на что учитель может обратить внимание ребят, будут те обстоятельства биографии, качества личности А. К. Толстого, которые перекликаются с пушкинскими:
♦ Впитанная с ранних лет любовь к искусству, окружённость в детстве талантливыми художниками, писателями, атмосферой искусства.
♦ Интерес к истории, чувство кровной связи с ней, причастности к поколениям предков — русских дворян и обусловленное этим сознание ответственности перед своим народом.
♦ Житейская связь с «сильными мира», с двором и нравственная независимости от властей.
♦ Дружеские отношения и идейное несогласие с представителями разных общественных партий, наличие собственной, особой позиции в современной борьбе мнений, активность утверждения этой позиции вопреки вражде и непониманию.
2. Беседа по предварительно прочитанному дома материалу:
♦ Какие факты из жизни А. К. Толстого вам больше всего запомнились и почему? В каких поступках ярче всего проявилась личность писателя?
♦ Каковы истоки эстетической позиции А. К. Толстого (биографические и философские)?
♦ В чём заключается своеобразие взглядов А. К. Толстого на историю, судьбу России?
♦ Почему А. К. Толстой не примкнул ни к одной из политических партий второй половины XIX века?
3. Выразительное чтение изученных в 5 — 7 классах произведений писателя («Край ты мой, родимый край!..», «Коль любить, так без рассудку ...», «Где гнутся над омутом лозы...», «Курган», «Илья Муромец» и др.) с последующим обсуждением вопросов:
♦ Как в этих стихотворениях проявилось отношение А. К. Толстого к России, русскому народу, русскому национальному характеру?
♦ В чём особенности поэзии А. К. Толстого?
Опираясь на уже знакомые ученикам сведения о творчестве писателя, учитель дополняет их новыми, более глубоко раскрывающими его мировоззрение и художественное своеобразие в связи с основными биографическими фактами. Можно сделать это также на примерах поэтических произведений, например, к первому вопросу привлечь для разбора стихотворение «Колокольчики мои...», ко второму — «Кабы знала я, кабы ведала...», «Колышется море: волна за волной...», «Не верь мне, друг, когда, в избытке горя...», «Порой, среди забот и жизненного шума...», «Не ветер, вея с высоты...» и т. д.
Тем или иным путём от знакомства с личностью писателя класс придёт к его лирике. Учитель выберет, как построить второй этап урока: в виде обзора, с выразительным чтением нескольких произведений заранее подготовленными учениками, или в форме углублённого анализа одного-единственного стихотворения А. К. Толстого. В любом случае в работе необходимо прийти к размышлениям о сходстве и различиях поэзии А. К. Толстого с пушкинской.
В обзоре легче всего проследить такие особенности:
• многообразие жанров и стилей поэзии А. К. Толстого (в контексте жанровой универсальности всего его творчества);
• простоту, ясность, лаконизм поэтического языка;
• равновесие мысли и чувства, эмоциональности и логической стройности произведений;
• импровизационность, кажущаяся небрежность лирических излияний (по пушкинскому определению, «глуповатость» поэзии).
Но при этом, в отличие от Пушкина, большая углублённость в анализ сложных душевных состояний (как бы прививка лермонтовской и тютчевской рефлексии к пушкинской гармонии), большая насыщенность лирики религиозно-философскими ассоциациями, символикой.
Эти черты можно попутно выявить и в анализе одного конкретного стихотворения (образцы разборов представлены в статье учебника «Лирика А. К. Толстого») или обратившись, по рекомендации учебника, к сопоставлению произведений Толстого и Пушкина.
Анализируя стихотворение «Средь шумного бала, случайно...», автор учебника предлагает ребятам решить, с какими пушкинскими строчками оно перекликается. Однозначный ответ здесь невозможен, но, думается, так же невозможно, чтобы среди предложенных ассоциаций не возникло «Я помню чудное мгновенье...».
Предлагаем именно этот вариант сопоставительного анализа, как наиболее богатый возможностями для наблюдений.
Вопросы и задания для аналитической беседы и задания для углублённой работы над текстом:
♦ В чём тематическое, сюжетное сходство стихотворений? (Запечатлён миг встречи с чудом, краткое мгновение, которое становится частью жизни навсегда, глубоко проникая в душу поэта.)
♦ Какую роль играет в каждом стихотворении мотив «шумной суеты», как он реализуется?
♦ Выберите слова и выражения, воссоздающие облик героини стихотворения. Какой из этих образов больше соответствует образу реальной женщины?
♦ Сравните, как рассказано о первом впечатлении лирического героя от краткой встречи. (У Пушкина — «передо мной явилась ты», у А. К. Толстого — «тебя я увидел», «мне стан твой понравился тонкий», «весь твой задумчивый вид», «смех», «с тех пор в моём сердце звучит...». Пушкин избегает слов, указывающих на конкретные способы восприятия, органы чувств. У него «мимолетное виденье» является, т. е. воспринимается сразу всем существом поэта, проникает в его душу, минуя глаза и уши, может быть, возникает из самой души.)
♦ Возможно ли в контексте пушкинского стихотворения слово понравился (стан, голос и т. п.)? Почему?
♦ Как сравнения помогают поэту раскрыть свойства «увиденного чуда», раскрыть его природу? (У А. К. Толстого «голос... звучал, / Как звон отдалённой свирели, / Как моря играющий вал»: сравнения продолжают изображение противоречивого и таинственного облика героини, раскрывают диапазон её душевных порывов (от свирельной нежности до бурной страсти), они взяты из чувственно воспринимаемого мира. У Пушкина — «явилась... как мимолётное виденье, / Как гений чистой красоты». Сравнения взяты из области сверхчувственного, умозрительного.)
♦ Как изображается состояние лирического героя в отсутствии явившегося чуда? Какое из описаний более конкретно, а какое несёт дополнительный символический смысл? (Конечно, у Пушкина «В томленьях грусти безнадежной, / В тревогах шумной суеты», «в глуши, во мраке заточенья» не столько намёк на конкретные биографические события, но символическое изображение разных степеней духовного упадка. У А. К. Толстого «часы одинокие ночи» лишаются всякого абстрактного смысла в соседстве с такими словами, как «люблю прилечь... засыпаю... сплю».)
♦ Похоже или различно сюжетно-композиционное строение стихотворений? (У Пушкина композиция кольцевая, обогащённая сложной системой повторов. У А. К. Толстого явных повторов нет и композиция линейная. Но есть внутреннее сходство в развитии лирического сюжета: оба героя от мимолётной встречи, от мгновенной вспышки движутся через мрак и одиночество к обретению света, которое изображается в последней строфе Пушкиным и в одном последнем слове стихотворения А. К. Толстым уже не как мгновенное переживание, а как длящееся состояние: «Душе настало пробужденье... / И сердце бьётся в упоенье» и т. д. ... «люблю».)
Заканчивается сопоставление осмыслением идейно-смысловых различий этих стихотворений.
У Пушкина рассказано о духовном событии, о процессе нравственного преображения, лишь приблизительно связанном с какими-то внешними обстоятельствами, но по какому-то таинственному замыслу «совпавшем» с перипетиями любви к реальной женщине.
У А. К. Толстого очень тонко и психологически точно изображается зарождение любви. Это чувство мыслится прекрасным, нравственно возвышенным, но при этом остаётся вполне конкретным, «земным», как и та, что его пробудила, несмотря на обаяние тайны, покрывающее её черты.
(Если обратиться к стихотворению «Не ветер, вея с высоты...», можно заметить, что вариации на тему «прекрасного мгновенья» далеко не случайны, многочисленны у А. К. Толстого, но и принципиальное отличие в трактовке темы тоже не случайно. Окончательно убедиться в этом поможет стихотворение «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре...» и его разбор в статье учебника.)
В дополнение можно предложить вопрос:
♦ Почему оба стихотворения стали популярнейшими романсами? (Причём их музыкально-поэтический вариант практически вытеснил из восприятия читателей собственно стихотворный текст.) Таким образом, проследив переклички в художественном мире А. К. Толстого, выявив открытую сориентированность его поэзии на пушкинские традиции, мы одновременно осознаём и то, что достижение глубинной пушкинской гармонии для А. К. Толстого невозможно хотя бы потому, что реальная жизнь и жизнь духа, «божество, и вдохновенье, и ... любовь», нераздельно слитые у А. С. Пушкина, для А. К. Толстого оказываются принципиально разделены. Красота и любовь земная для него только отсвет красоты и любви небесной, которых не вмещают «земные берега».
Домашнее задание
1. Расскажите о жизни и творчестве А. К. Толстого.
2. Подготовьте сообщение на тему «Основные мотивы лирики А. К. Толстого».
Для индивидуальной работы
1. Опираясь на материалы учебника, подготовьте доклад «Двух станов не боец, но только гость случайный...». (Общественно-политические взгляды А. К. Толстого.)
2. Подготовьте рассказ о происхождении литературного образа Козьмы Пруткова.
3. Самостоятельно выполните сопоставительный анализ стихотворений «Я помню чудное мгновенье...» А. С. Пушкина и «Не ветер, вея с высоты...» А. К. Толстого.
4. Подготовьте выразительное чтение наизусть одного из стихотворений Козьмы Пруткова.