Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014
Становление реализма как художественного направления в европейской литературе. Страницы истории западноевропейского романа XIX века
Урок 50. Характерные особенности лирики Фета, её новаторские черты - А. А. Фет
Материалы к уроку. А. А. Фет. «Шёпот, робкое дыханье...» и три стихотворения по выбору. Учебник. Раздел «Афанасий Афанасьевич Фет».
Планируемые результаты образования
Личностные: формирование эстетического отношения к миру посредством приобщения к сфере словесного искусства и привлечения других видов искусства на уроках литературы, воспитания хорошего вкуса, сознательного отношения к литературе, умения отличать высокие образцы искусства от произведений массовой культуры.
Метапредметные: владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства для анализа стихотворения А. А. Фета.
Предметные:
• формирование представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
• формирование умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
• способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях.
Задачи урока:
• раскрыть новизну поэтических приёмов Фета и связь его лирики с романтическими традициями;
• продолжить обучение анализу лирических произведений в единстве формы и содержания.
Анализ новаторства поэзии Фета стоит начать с выявления особенностей его поэтического мироощущения. Погружаясь на предыдущем уроке и по ходу домашней работы в лирический мир Фета, ученики уже могли почувствовать эти свойства. Вопросы вступительной беседы помогут уточнить наблюдения и сделать чёткие записи в тетрадях.
♦ Как оценивает Фет взаимоотношения человека и природы? Как определяет место человека в бытии?
♦ В чём особенность изображения любви в лирике Фета?
♦ Какое место занимает музыка (звук) в поэтическом мире Фета?
♦ Что сближает лирику Фета с романтической поэзией начала XIX века и что отличает от неё?
Отвечая на поставленные вопросы, подкрепляя ответы примерами, элементами анализа конкретных произведений, ученики должны прийти к выводу о том, что при сходстве поэзии Фета с романтической лирикой начала века (преобладание эмоциональной стихии над рациональной, стремление выразить «невыразимое», устремлённость к идеалу и т. д.) есть принципиальное различие. Если для романтической традиции важнейшим является понятие двойственности, разлада, дисгармонии (мечты и реальности, человека и природы, любящего и любимой и т. д.), то для поэзии Фета основополагающее понятие — единство, слияние, гармония.
Анализ стихотворения «Ещё майская ночь» убеждает, что человек предстаёт у Фета центром вселенной, любимцем и избранником природы, для которого всё в ней радостно трепещет и блистает красотой. Благодарная песня в ответ — всё, чего ждёт природа от поэта. Для Фета природа не сфинкс и не равнодушная богиня с металлическим голосом. Ему не надо уверять себя самого, что в ней «есть душа... свобода... любовь и язык». Фет ежеминутно слышит этот голос в тревожной песне соловья, видит эту душу в кротком взгляде звёзд, чувствует эту любовь в застенчивом трепете берёзовой листвы. Природа для Фета жива и одухотворена. Но и сам поэт предельно открыт всем природным стихиям. Его душа как совершенный музыкальный инструмент, настроенный в лад с гармонией вселенной. Поэт буквально пронизан этими токами, колыханьями, звуками.
Такое же единство свойственно любящим. Их могут разделять невысказанные слова, годы разлуки, даже смерть, но слияние душ не знает предела и препятствий. За людей говорит благовонная ночь, огонь камина, кленовый лист, рыдающие звуки рояля.
Именно в этой особенности мироощущения Фета ключ к его поэтике. Отсюда кажущаяся «замкнутость» поэта на самом себе, его внимательность к тончайшим переливам собственных переживаний. Отсюда нежелание высказываться полными синтаксическими конструкциями, развивать последовательно мысль, «объяснять». Эмоциональный резонанс — вот то действие, к которому стремится поэт и которому подчинены (которым обусловлены) все конкретные приёмы его лирики. Так, например, обратившись к стихотворению «Это утро, радость эта...», мы можем выявить некоторые особенности его формы:
• Простота композиции: без всякого вступления нанизываются признаки, перечисляются приметы, и последняя строка подводит итог: «Это всё — весна».
• Единообразие повторяющихся синтаксических конструкций (сочетаний указательного местоимения этот всё с новыми существительными) и на фоне их повторяемости, задающей быстрый, летучий ритм стихотворения, интонационно выделяются строки, где единообразие нарушено каждый раз по-другому (то определением: «этот синий свод», то дополнением: «этот говор вод», то особым знаком, придающим другой смысл строке: «эти капли — эти слёзы» (вместо перечисления — пояснение с оттенком противопоставления), то отрицательным оборотом «этот пух — не лист»). Так достигается ощущение разнообразия в единстве, движения в статичном на первый взгляд образе.
• Безглагольность поэтической речи — излюбленный приём Фета, нарушающего привычные представления о возможностях языка.
• Ещё один его любимый приём — смешение ритмов, разнообразие строфики. В данном случае общий хореический рисунок разнообразится довольно сложным строением каждой строфы, в которой четырёхстопные попарно зарифмованные строки перебиваются укороченными 3-й и 6-й строками, рифмующимися между собой, причём в 1 — 2-м и 4 — 5-м стихах рифма женская, а в 3 — 6-м — мужская.
• Динамика заключена и в движении лирического сюжета от утра к свету дня, к вечерней заре и ночной мгле с соловьиными трелями.
• В веренице весенних примет образы природы (стаи, ивы, берёзы, мошки, пчёлы) и обозначения человеческих состояний (радость, слёзы) перемешаны, даны в едином потоке.
• Так же парадоксально смешаны просто названия предметов, явлений, самих по себе не связанных именно с весенним временем (ивы, берёзы, горы, долы), и метафоры, олицетворения (мощь света, говор вод, капли — слёзы), изображающие черты весны. Благодаря этому создаётся ощущение, что горы и долы заново возникли, только что родились вместе с весной.
• Недоговорённость, непроявленность образов (этот зык и свист, этот вздох ночной селенья, эта мгла и жар постели), допускающих многозначные истолкования.
В итоге все особенности стихотворения подчинены одной цели: создать неповторимое чувство весенней захлёбывающейся радости, оглушённости звуками, переполненности неясными, но могучими чувствами. Ещё раз отметим, что Фет далёк от тщательного воссоздания весенних картин. Мгновенность впечатления передаётся распадением законченного (оформленного) образа на живописные детали (ивы — берёзы — капли — слёзы — пух — лист). Если попробовать «восстановить» законченность образа в «академической манере», получится что-то вроде «на листьях ив и берёз, нежных, как зелёный пух, блестят капли, похожие на слёзы». После импрессионистических мазков Фета подобный образ кажется старомодно тяжеловесным и слишком рационалистичным. Конечно, лирика Фета не сводится к этим воздушным видениям, невесомым образам. В ней есть и воплощение вполне реального житейского опыта, и раздумья о человеческой судьбе, и конкретные приметы времени. Однако именно поэзия неуловимых мгновений составляет её новаторскую черту и потому находится в центре нашего внимания.
Разбор одного стихотворения может быть дополнен работой над статьями учебника, посвящёнными поэтике Фета, и самостоятельным подбором примеров выявленных характерных особенностей из других стихотворений (либо самостоятельным целостным анализом стихотворения «Шёпот, робкое дыханье...»).
Подводя итоги изучения лирики Фета, сделаем акцент на том, что новаторство поэтического языка не было для Фета самоцелью, не являлось стихотворным экспериментаторством. Своеобразие лирики было обусловлено особым духовным обликом поэта, словно бы оставившим всё «материальное», рассудочно-приземлённое своему двойнику Шеншину и в результате достигшему нечеловеческой тонкости и чуткости в поэзии.
Домашнее задание
1. Охарактеризуйте особенности лирической поэзии Фета в сравнении с творчеством его современников.
2. Раскройте особенности лирики Фета на примере самостоятельно прочитанного стихотворения.
Для индивидуальной работы
1*. Сопоставьте образы осени в лирике Тютчева и Фета (на примере 3 — 4 стихотворений).
2. Прочитайте в учебнике отрывок из статьи Ф. М. Достоевского о лирике Фета. Согласны ли вы с мнением писателя?
3*. В устном сообщении раскройте смысл фразы: «Искупят прозу Шеншина / Стихи пленительные Фета» (В. Жемчужников). Опирайтесь при этом на материалы учебника и дополнительную литературу.
Язык литературы
1. Выполните фонетический разбор стихотворения А. А. Фета «Шёпот, робкое дыханье...». Покажите, что звуковая организация текста подчинена основной художественной задаче.
2. В учебнике русского языка прочтите фрагмент высказывания Н. В. Гоголя о благозвучии языка русских поэтов (упражнение 3). Поясните характеристики, которые писатель даёт языку Державина, Пушкина, Языкова, Батюшкова, Жуковского и Вяземского.
Попробуйте продолжить размышления о языке русской поэзии и дать аналогичную образную характеристику поэтического языка А. А. Фета. См. также упражнения 168, 520.