Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014
Становление реализма как художественного направления в европейской литературе. Страницы истории западноевропейского романа XIX века
Урок 49. Остановленные мгновения в стихотворениях А. А. Фета - А. А. Фет
2 часа
Урок 49. «Остановленные мгновения» в стихотворениях А. А. Фета
Материалы к уроку. А. А. Фет. «Это утро, радость эта...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Ещё майская ночь...», стихотворения по выбору. Учебник. Раздел «Афанасий Афанасьевич Фет».
Планируемые результаты образования
Личностные: формирование эстетического отношения к миру посредством приобщения к сфере словесного искусства и привлечения других видов искусства на уроках литературы.
Метапредметные: владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные: знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой литературы.
Задачи урока:
• дополнить и обобщить представления учеников о мотивах лирики Фета;
• раскрыть своеобразие лирики Фета.
Незачем повторять известные истины о тонкости и изысканности лирики Фета. Совершенство его поэзии создаёт особого рода трудность для учителя: к ней не хочется подходить с грубоватыми приёмами школьного анализа. Поверка гармонии алгеброй доморощенных разборов здесь выглядит особенно неприглядно. Как быть? Можно попробовать, по крайней мере, максимально развести два этапа работы: первый урок посвятить эмоциональному освоению поэзии Фета, а разбор вынести на второй час.
Одна из основных особенностей лирики Фета — её импрессионистичность. В соответствии с этим логично и урок построить на накоплении и обобщении впечатлений. Не добиваясь от учеников на этом этапе глубокого анализа, поможем им максимально отчётливо, ярко и творчески выразить своё восприятие поэзии Фета. Для этого предложим десятиклассникам ряд групповых и индивидуальных творческих заданий.
♦ Подготовьте выразительное чтение наизусть стихотворений Фета (указанных учителем или выбранных самостоятельно).
♦ Подберите музыкальное сопровождение (музыкальную иллюстрацию) к одному из стихотворений. Приготовьте исполнение в жанре мелодекламации.
♦ Подберите записи нескольких романсов на стихи А. А. Фета. Дайте свой отзыв о соответствии или несоответствии музыкального образа поэтическому.
♦ Напишите сочинения в жанре эссе на следующие темы:
1. Почему меня очаровала поэзия Фета.
2. Времена года в лирике Фета и музыке Чайковского.
3. Лирика Фета и живопись импрессионистов.
4. Моё первое знакомство с поэзией Фета.
♦ Подберите живописную иллюстрацию к одному из стихотворений А. А. Фета, объясните свой выбор.
Такие и подобные задания позволят сделать урок разнообразным, раскрыть при этом важнейшие особенности лирических произведений Фета: живописную изобразительность, богатство цветовой и звуковой палитры, музыкальность, бесконечное разнообразие эмоциональных оттенков.
Закончить урок можно стихотворениями Фета, раскрывающими его взгляд на сущность поэзии, поэтического слова. «Как беден наш язык! — Хочу и не могу...», «Поделись живыми снами...». В них ярко выступает светлая оптимистичная основа творчества поэта: вера в силу поэтического слова, в возможность, вопреки бедности языка, навеять звуком свои чувства иной, родственной душе. (Особенно отчётливо это видно в сравнении с трагическим мироощущением Тютчева.)
Домашнее задание
1. Прочитайте и законспектируйте статью учебника «Стихи Фета о назначении поэзии».
2. Подготовьте рассказ о жизни А. А. Фета.
3. Выпишите из соответствующей статьи учебника характерные особенности лирики Фета, подтвердите каждую двумя-тремя примерами.
Для индивидуальной работы
1*. Сопоставьте стихотворения Ф. И. Тютчева «Silentium!» («Молчание!») и А. А. Фета «Как беден наш язык! — Хочу и не могу...» (Тютчева «День и ночь» и Фета «На стоге сена ночью южной...»).
2*. Проанализируйте стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...». Объясните, как оно связано с пушкинским стихотворением «Я помню чудное мгновенье...».