Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014
Становление реализма как художественного направления в европейской литературе. Страницы истории западноевропейского романа XIX века
Урок 16. Внутренний конфликт Базарова. Испытание любовью - И. С. Тургенев
Материалы к уроку. И. С. Тургенев. «Отцы и дети» (главы 14 — 19, 22 — 27). Учебник. Статьи «Внутренний конфликт в душе Базарова. Испытание любовью», «Мировоззренческий кризис Базарова».
Планируемые результаты образования
Личностные: формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями.
Метапредметные: владение навыками познавательной деятельности, разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.
Предметные: владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве личностного эмоционального восприятия и интеллектуального понимания.
Задачи урока:
• раскрыть глубину и сложность натуры Базарова;
• углубить представление о понимании любви в художественном мире Тургенева;
• продолжить работу над понятием «психологизм», раскрыть главные свойства тургеневского психологизма.
На обзорных уроках ученики уже получили представление об особенном понимании любви как высшего взлёта и труднейшего испытания для человека в творчестве Тургенева. В кратком вступительном слове учитель может напомнить основные моменты этих размышлений.
Испытание любовью предстоит пройти и Базарову. Этот сюжетный приём позволяет автору максимально выявить свойства души героя, в особенности такие, которые в обычной жизни глубоко скрыты. В предыдущих романах автор ставил на пути героя молодую девушку, неопытность которой контрастировала с силой души и цельностью натуры. В «Отцах и детях» такая героиня есть, это Катя. Но в отличие от Натальи Ласунской, Лизы Калитиной, Елены Стаховой, она не только не увлекается передовым человеком своей эпохи, но, может быть, менее всех остальных героев романа попадает под его влияние. Катя с первого взгляда, с первого слова Базарова узнаёт в нём «чужого», случайного в их среде человека. На пути Базарова встаёт другая женщина, такая, из которой уже не вылепишь всё что захочешь, — сильная, уверенная в себе Анна Сергеевна Одинцова.
Характеристика героини может сложиться в результате беседы, с использованием материалов домашнего задания.
♦ Что восхищает автора в облике Одинцовой, её манерах, поведении? (Анализ портрета героини в главе 14, сравнение Одинцовой и Кукшиной, выразительные детали в изображении Одинцовой в главе 15.)
♦ Что узнаём мы о прежней и нынешней жизни героини? Как это характеризует Анну Сергеевну? (Сжатый пересказ фрагмента главы 15 с элементами анализа.)
♦ Как проявляется ум Одинцовой в беседах с Базаровым? (Выразительное чтение эпизода главы 16. Аналитическая беседа: предложим ученикам сравнить этот спор с поединками Базарова и Павла Петровича. На чьей стороне здесь оказывается превосходство? Анализ покажет, что, в отличие от Кирсанова, Анна Сергеевна действительно интересуется взглядами своего гостя и старается их понять, она опирается не на «принсипы», а на свой жизненный опыт. Без всякого раздражения и возмущения Одинцова в сократической беседе при помощи точных и конкретных вопросов ведёт оппонента ко всё более полному изложению его позиции и тем самым обнаруживает слабость этой позиции. Последнее утверждение Базарова, что у всех будет одна и та же селезёнка, выглядит абсурдным, особенно в устах медика и естествоиспытателя.)
♦ Почему Одинцова заинтересовалась Базаровым? Что её привлекает в нём?
Работа над образом Одинцовой позволит понять, что эта женщина не уступает Базарову в силе ума и характера, потому их отношения с самого начала носят характер поединка равных. Одинцова молода, но, подобно всем «отцам», она живёт без ясной цели, приспосабливаясь к потоку жизни. В Базарове её привлекает целеустремлённость, воля; он кажется человеком, знающим, как и для чего жить, способным творить действительность, а не подчиняться ей.
Анализ эпизодов, раскрывающих историю любви Базарова, даёт богатый материал для усвоения особенностей тургеневского психологизма. Особенно выигрышно сопоставление приёмов, раскрывающих внутренний мир Аркадия и чувства Базарова.
Выделим несколько наиболее значительных эпизодов.
1. Встреча на балу.
Сопоставим рассказ автора о впечатлении, которое произвела Анна Сергеевна на Аркадия, с тем, как раскрыты впечатления Базарова. С одной стороны, подробное авторское описание, с другой — короткие реплики самого героя, данные без всякого комментария. В этих репликах раскрывается не столько впечатление Базарова от нынешней встречи, сколько его взгляд на женщину вообще. Уместно здесь привести рассыпанные в тексте высказывания Базарова на тему любви, отношения к женщине.
2. Разговор в гостинице.
Здесь в роли наблюдателя выступает Аркадий, словно сливаясь с автором, он подмечает и прелесть Одинцовой, казавшейся ещё моложе в простом белом платье, её внимательный взгляд, обращённый к Базарову, и необычные детали в поведении самого Базарова: внезапное смущение, прикрываемое напускной развязностью, желание занять свою собеседницу, сдержанность в разговоре. В репликах Базарова после этой встречи звучит невольное уважение, хотя и высказанное с обычной для него грубоватой прямотой.
Уже на этом этапе ребята могут задуматься над вопросами: почему Тургенев так часто поручает Аркадию подметить особенности поведения Базарова? Почему отказывается от подробного освещения его чувств? Такой приём позволяет автору решить сразу несколько задач: показать привязанность Аркадия к старшему другу, его увлечённость не столько идеями, сколько самой личностью Базарова, преданно-внимательное всматривание в облик друга, свойственное искренней юношеской дружбе. Этим подчёркивается высокомерно-пренебрежительное отношение Базарова к его молодому товарищу, самолюбие и эгоцентризм нигилиста, для которого Аркадий не слишком отличается от Ситникова. Этот приём помогает автору как бы отстраниться от Базарова, избежать поверхностной и несправедливой оценки чувств человека, чей внутренний мир для него чужд и непонятен. Оставаясь в пределах внешнего рисунка, автор мастерски создаёт иллюзию объективности, беспристрастности в изображении героя.
Поможем ученикам сделать вывод об особенностях тургеневского психологизма. Тургенев умеет давать полное и детальное изображение душевной жизни героя (размышления Николая Петровича в главе 11 и др.), но чаще он выступает «тайным психологом». Тогда особое значение приобретает художественная деталь, выразительное умолчание, подтекст, при помощи которых мы, словно бы помимо воли автора, проникаем в чувства героя, осознаём происходящее в его душе.
Ученики могут сами найти примеры такой «тайной психологии» в следующих сценах романа.
Спор, возникший между Одинцовой и Базаровым в день приезда приятелей в Никольское, не случайно является центром работы на уроке. Главная его мысль — об одинаковости людей — напрямую связана с базаровским отношением к любви. Если все люди одинаковы, то любовь к одной-единственной женщине — бессмыслица, «гниль», «художество», всегда ведь можно отвернуться: «земля не клином сошлась». Недаром к этому спору возвращаются Базаров и Анна Сергеевна в сцене, предшествующей решительному объяснению. Базаров, вопреки своему самолюбию, сознаётся в своей неправоте, он готов согласиться, что «может быть, точно, всякий человек — загадка». Это равносильно признанию в любви, в невозможности заменить одну женщину на другую.
Автор подтверждает это, впервые подробно раскрывая чувства Базарова в главе 17: «...он скоро понял, что с ней „не добьёшься толку", а отвернуться от неё он, к изумлению своему, не имел сил». Тургенев показывает, на каком шатком основании покоилась вся самоуверенная философия Базарова. Любовь, завладев душой героя, выбивает у него почву из-под ног. Любовь и нигилизм, как оказывается, «две вещи несовместные». Осознав это, десятиклассники легко ответят на вопросы: почему Базаров воспринимает своё чувство как несчастье, безумие? Почему стремится побороть его?
Базарову легко было отрицать «романтизм» в других людях. Но теперь он с негодованием сознаёт романтика в самом себе. Теперь герой стоит перед выбором: признать свою неправоту и во всём остальном или сохранить верность своим убеждениям, теперь уже отрицая себя самого? Тургенев показывает, что испытание любовью становится катастрофой для Базарова, и не потому, что его любовь безответна, а потому, что это чувство вообще не укладывается в мировоззрение героя. (Можно предложить ребятам дискуссию на тему «Сделала бы Базарова счастливым взаимная любовь?». Ситуация счастливой любви только затушевала бы драматизм происходящего, только отдалила бы на время неизбежный мировоззренческий кризис героя, но не отменила его.)
Исследование души героя в состоянии нравственного кризиса, обнаружение всех глубин и возможностей его личности перед лицом жизненной катастрофы — излюбленный приём Тургенева. Во второй части романа нам предстоит до конца осознать и масштаб личности Базарова, и силу его характера, наблюдая его борьбу с самим собой.
Домашнее задание
1. Подготовьте пересказ-извлечение на тему «Базаров и Одинцова».
2. Выпишите тезисы из статьи учебника «Внутренний конфликт в душе Базарова. Испытание любовью».
3. Опираясь на статью учебника «Мировоззренческий кризис Базарова», объясните, почему опыт любви оказывается в противоречии с революционными устремлениями героя.
4. Подготовьте выборочный пересказ с элементами сопоставительного анализа на тему «Две любовных истории, случившихся в Никольском».
5. Перечитайте эпизоды, изображающие роман Аркадия и Кати, выберите из них примеры «тайного психологизма».
6. Выполните задания рубрики учебника «Литературоведческий практикум»:
Отметьте в романе эпизоды, в которых раскрываются взаимоотношения Аркадия и Николая Петровича. Покажите, как в них раскрывается вечное противоречие между «отцами» и «детьми». Отметьте художественные детали, при помощи которых раскрываются чувства каждого героя. Какие нравственные качества позволяют отцу и сыну Кирсановым избежать серьёзного конфликта, несмотря на различие взглядов?
Составьте выборочный пересказ на тему «Базаров и его родители». Дополните каждый фрагмент рассказа своими комментариями, раскрывающими характеры героев, авторское и ваше отношение к ним.
Выполните предложенный в учебнике анализ эпизода (по вариантам).