Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014
Становление реализма как художественного направления в европейской литературе. Страницы истории западноевропейского романа XIX века
Урок 15. Автор и герой в романе. Сложность позиции И. С. Тургенева - И. С. Тургенев
Материалы к уроку. Учебник. Статьи «Роман „Рудин“», «Дворянский герой и Россия», «Роман „Накануне”». Н. Н. Страхов. «И. С. Тургенев. „Отцы и дети”» (фрагменты статьи).
Планируемые результаты образования
Личностные: формирование готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.
Метапредметные: владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные: сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений.
Задачи урока:
• раскрыть позицию Тургенева в отношении к своим героям, показать средства её выражения;
• продолжить обучение работе с дополнительными материалами и источниками информации.
Анализируя споры партий в романе, мы убедились, что Тургенев не отдаёт предпочтения ни одной из них. Позиции партий одинаково ущербны. В столкновении личностей перевес оказывается на стороне Базарова. Он сильнее, значительнее окружающих людей. Рядом с ним, по выражению автора, всё остальное являет «слабость, вялость или ограниченность». До конца прояснить авторское отношение к Базарову, осмыслить замысел Тургенева поможет данный урок. Он же послужит этапом подготовки к сочинению о главном герое, обобщив предварительные наблюдения и задав направление анализу последующих глав.
Работу на уроке можно сконцентрировать вокруг следующих учебных ситуаций:
1. Истоки образа Базарова. Путь Тургенева к созданию этого персонажа. Первоначальный замысел писателя и его эволюция.
Ученики могут самостоятельно или под руководством учителя освоить этот вопрос, опираясь на материал учебника. Важнейшие моменты, на которых при этом необходимо акцентировать внимание, таковы:
• тип Гамлета и тип Дон Кихота в оценке Тургенева, отношения писателя с русскими донкихотами (Белинским, Чернышевским, Добролюбовым);
• исследование гамлетовского типа в романах и повестях Тургенева 50-х годов XIX века;
• поиск героя-донкихота в романе «Накануне», трагизм судеб Инсарова и Елены;
• предчувствие эпохи донкихотов в России. Стремление показать в Базарове явление народное, национальное. Желание Тургенева, чтобы читатель полюбил Базарова.
Чтобы выявить народность Базарова, ученики должны обратиться к картинам жизни предреформенной России в романе (чтение эпизодов, подбор примеров) и сделать вывод о закономерности появления отрицателя, разрушителя в это время неустройства, кризиса.
2. Мировоззрение автора и убеждения героя. Согласие автора с Базаровым и полемика с ним.
Позиция Тургенева, как мы убедились, не выражается теми героями, кто активно участвует в споре «отцов» и «детей». Ученики легко определят, кто из героев в наибольшей мере близок автору. Такая близость раскрывается в переходе речи, мысли от героя к автору и обратно. Это чаще всего происходит, когда Тургенев раскрывает чувства Николая Петровича и Аркадия. Созерцая с ними красоту природы, погружаясь в воспоминания о юности, наслаждаясь поэзией и музыкой, автор открывает нам те сферы душевной жизни, которые закрыты для Базарова. Обобщить наблюдения над первой частью романа поможет вопрос: кто или что в романе реально противостоит базаровскому нигилизму?
Свои размышления ученики могут подкреплять текстом статьи учебника, ссылками на критические статьи современников Тургенева, в том числе, например, на приведённое в учебнике суждение Н. Н. Страхова: «... хотя Базаров головою выше всех других лиц... есть, однако же, что- то, что в целом стоит выше Базарова. Что же это такое? Всматриваясь внимательнее, мы найдём, что это высшее не какие-нибудь лица, а та жизнь, которая их воодушевляет».
3. Судьба Базарова в романе и судьба его прототипов в реальной жизни. Логика сюжета.
Рассматривая авторские высказывания о герое, мы видим, что Тургенев изначально стремился изобразить в нём лицо трагическое, объясняя это тем, что базаровы стоят ещё в преддверии будущего (см. письмо Случевскому). Опережая своё время, герой погибает под давлением уходящей эпохи. Трагизм судьбы Базарова подсказан и судьбами его прототипов — русских отрицателей. Ранняя смерть Белинского, Добролюбова, Писарева, ссылка Чернышевского и т. п. закономерно определяют и жребий их литературного наследника. В то же время необходимо подчеркнуть очень важное обстоятельство: Тургенев отказывается от изображения внешних сил, препятствующих Базарову, обрекающих его на страдания. Мы уже видели, что враждебность героя к современному государству и обществу пока проявляется только в речах, а не в действиях. Зато и общество вполне лояльно к Базарову. В его жизни нет ни крайней бедности, ни полицейской слежки, ни изгнания — ничего такого, что сделало бы её драматичной. Между тем финал Базарова воспринимается как трагический. Значит, Тургенев стремится раскрыть внутренние причины трагедии, показать, что её истоки кроются в самой личности героя. На следующих уроках нам и предстоит подробно проследить развитие трагического конфликта в душе героя, осознать его смысл.
Домашнее задание
1. Составьте план-конспект сочинения на тему «Автор и герой в романе „Отцы и дети“».
2. Подготовьте близкий к тексту пересказ эпизода «Знакомство Аркадия с Анной Сергеевной Одинцовой» (глава 14).
3. Составьте подборку цитат, раскрывающих чувства Аркадия к Одинцовой и Кате (по главам 14 — 26).
4. Продумайте вопросы для анализа главы 15 (знакомство Базарова и Одинцовой).
Для индивидуальной работы
1. Подготовьте сообщение на тему «Образ Анны Сергеевны Одинцовой в романе „Отцы и дети“».
2. Подготовьте выразительное чтение фрагмента 16-й главы (со слов: «Одинцова приблизилась к Базарову...» до слов: «...но мы с вами ещё потолкуем»).