Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014

Становление реализма как художественного направления в европейской литературе. Страницы истории западноевропейского романа XIX века
Урок 15. Автор и герой в романе. Сложность позиции И. С. Тургенева - И. С. Тургенев

Материалы к уроку. Учебник. Статьи «Роман „Рудин“», «Дворянский герой и Россия», «Роман „Накануне”». Н. Н. Страхов. «И. С. Тургенев. „Отцы и дети”» (фрагменты статьи).

Планируемые результаты образования

    Личностные: формирование готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.

    Метапредметные: владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

    Предметные: сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений.

Задачи урока:

    • раскрыть позицию Тургенева в отношении к своим героям, показать средства её выражения;

    • продолжить обучение работе с дополнительными материалами и источниками информации.

Анализируя споры партий в романе, мы убедились, что Тургенев не отдаёт предпочтения ни одной из них. Позиции партий одинаково ущербны. В столкновении личностей перевес оказывается на стороне Базарова. Он сильнее, значительнее окружающих людей. Рядом с ним, по выражению автора, всё остальное являет «слабость, вялость или ограниченность». До конца прояснить авторское отношение к Базарову, осмыслить замысел Тургенева поможет данный урок. Он же послужит этапом подготовки к сочинению о главном герое, обобщив предварительные наблюдения и задав направление анализу последующих глав.

Работу на уроке можно сконцентрировать вокруг следующих учебных ситуаций:

1. Истоки образа Базарова. Путь Тургенева к созданию этого персонажа. Первоначальный замысел писателя и его эволюция.

Ученики могут самостоятельно или под руководством учителя освоить этот вопрос, опираясь на материал учебника. Важнейшие моменты, на которых при этом необходимо акцентировать внимание, таковы:

    • тип Гамлета и тип Дон Кихота в оценке Тургенева, отношения писателя с русскими донкихотами (Белинским, Чернышевским, Добролюбовым);

    • исследование гамлетовского типа в романах и повестях Тургенева 50-х годов XIX века;

    • поиск героя-донкихота в романе «Накануне», трагизм судеб Инсарова и Елены;

    • предчувствие эпохи донкихотов в России. Стремление показать в Базарове явление народное, национальное. Желание Тургенева, чтобы читатель полюбил Базарова.

Чтобы выявить народность Базарова, ученики должны обратиться к картинам жизни предреформенной России в романе (чтение эпизодов, подбор примеров) и сделать вывод о закономерности появления отрицателя, разрушителя в это время неустройства, кризиса.

2. Мировоззрение автора и убеждения героя. Согласие автора с Базаровым и полемика с ним.

Позиция Тургенева, как мы убедились, не выражается теми героями, кто активно участвует в споре «отцов» и «детей». Ученики легко определят, кто из героев в наибольшей мере близок автору. Такая близость раскрывается в переходе речи, мысли от героя к автору и обратно. Это чаще всего происходит, когда Тургенев раскрывает чувства Николая Петровича и Аркадия. Созерцая с ними красоту природы, погружаясь в воспоминания о юности, наслаждаясь поэзией и музыкой, автор открывает нам те сферы душевной жизни, которые закрыты для Базарова. Обобщить наблюдения над первой частью романа поможет вопрос: кто или что в романе реально противостоит базаровскому нигилизму?

Свои размышления ученики могут подкреплять текстом статьи учебника, ссылками на критические статьи современников Тургенева, в том числе, например, на приведённое в учебнике суждение Н. Н. Страхова: «... хотя Базаров головою выше всех других лиц... есть, однако же, что- то, что в целом стоит выше Базарова. Что же это такое? Всматриваясь внимательнее, мы найдём, что это высшее не какие-нибудь лица, а та жизнь, которая их воодушевляет».

3. Судьба Базарова в романе и судьба его прототипов в реальной жизни. Логика сюжета.

Рассматривая авторские высказывания о герое, мы видим, что Тургенев изначально стремился изобразить в нём лицо трагическое, объясняя это тем, что базаровы стоят ещё в преддверии будущего (см. письмо Случевскому). Опережая своё время, герой погибает под давлением уходящей эпохи. Трагизм судьбы Базарова подсказан и судьбами его прототипов — русских отрицателей. Ранняя смерть Белинского, Добролюбова, Писарева, ссылка Чернышевского и т. п. закономерно определяют и жребий их литературного наследника. В то же время необходимо подчеркнуть очень важное обстоятельство: Тургенев отказывается от изображения внешних сил, препятствующих Базарову, обрекающих его на страдания. Мы уже видели, что враждебность героя к современному государству и обществу пока проявляется только в речах, а не в действиях. Зато и общество вполне лояльно к Базарову. В его жизни нет ни крайней бедности, ни полицейской слежки, ни изгнания — ничего такого, что сделало бы её драматичной. Между тем финал Базарова воспринимается как трагический. Значит, Тургенев стремится раскрыть внутренние причины трагедии, показать, что её истоки кроются в самой личности героя. На следующих уроках нам и предстоит подробно проследить развитие трагического конфликта в душе героя, осознать его смысл.

    Домашнее задание

1. Составьте план-конспект сочинения на тему «Автор и герой в романе „Отцы и дети“».

2. Подготовьте близкий к тексту пересказ эпизода «Знакомство Аркадия с Анной Сергеевной Одинцовой» (глава 14).

3. Составьте подборку цитат, раскрывающих чувства Аркадия к Одинцовой и Кате (по главам 14 — 26).

4. Продумайте вопросы для анализа главы 15 (знакомство Базарова и Одинцовой).

Для индивидуальной работы

1. Подготовьте сообщение на тему «Образ Анны Сергеевны Одинцовой в романе „Отцы и дети“».

2. Подготовьте выразительное чтение фрагмента 16-й главы (со слов: «Одинцова приблизилась к Базарову...» до слов: «...но мы с вами ещё потолкуем»).