Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014
Становление реализма как художественного направления в европейской литературе. Страницы истории западноевропейского романа XIX века
Урок 14. Сатирическое изображение Тургеневым представителей отцов и детей. Базаров в кругу единомышленников - И. С. Тургенев
Материалы к уроку. И. С. Тургенев. «Отцы и дети», главы 12 — 15. Стихотворение в прозе «Дурак». Д. Д. Минаев. «Отцы или дети?» (Параллель).
Планируемые результаты образования
Личностные: формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Метапредметные: владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем.
Предметные: способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях.
Задачи урока:
• углубить представление о конфликте романа и авторском отношении к представителям партий «отцов» и «детей»;
• проанализировать средства сатирического изображения в романе;
• раскрыть особенности системы персонажей романа; продолжить освоение понятия «система образов литературного произведения».
На предыдущих уроках мы следили за столкновением главных героев, представляющих партии «отцов» и «детей». Развивая основной конфликт, Тургенев наполняет роман второстепенными персонажами, пополняющими каждую партию, что даёт возможность представить её более объёмно, ещё раз взвесить силы и правоту той и другой.
Предложим ученикам определить, кто из героев, появляющихся в 12— 15-й главах, принадлежит к партии «отцов», и кто относится к «детям».
Партию «отцов» пополняют Сергей Васильевич Локтев, отец Одинцовой, история которого дана в главе 14, Матвей Ильич Колязин, губернатор.
♦ Почему мы относим к «отцам» Колязина, хотя он молод (едва за сорок) и считается «прогрессистом»?
♦ Что объединяет новых представителей партии «отцов» с Кирсановыми?
♦ Как влияет на нашу оценку Кирсановых изображение других «отцов»?
Краткая беседа по этим вопросам поможет уяснить: у Тургенева принадлежность к партии «отцов» определяется не возрастом, а общественной позицией человека. «Отцы» — те, кто приспособился к нынешним порядкам и не стремится их изменить. Всех «отцов» объединяет барство. Тургенев безжалостно выставляет на обозрение бессмысленное существование аристократического прожигателя жизни Локтева. В духе Гоголя он изображает губернских чиновников. (Можно подробнее остановиться на каждом персонаже, пронаблюдать разнообразие сатирических приёмов их изображения.) Так, всё чиновничество ярко представлено в лице председателя казённой палаты, сладкоглазого старика, любителя природы и взяточника (характеристика героя через его единственную реплику и портрет). Суетливость губернатора раскрывает ничтожность его «либерализма», практическую беспомощность и недееспособность. Особенно отчётливо выписан портрет сановника Колязина. Прямая авторская характеристика дополняется выразительными деталями (например, плохонькая иностранная звезда, великолепный бархатный шлафрок), речевой характеристикой персонажа, развёрнутыми сравнениями и лирическим отступлением в духе Гоголя о приёмах всех российских сановников.
На фоне этих персонажей Павел Петрович выгодно выделяется, выглядит рыцарем прежней эпохи, лучшим представителем «отцов».
В лагерь «детей» прибывают Ситников и Кукшина. Анализ сцены в доме Кукшиной поможет осознать место Базарова в партии «детей». Вновь портрет, речь героини, окружающий её мир вещей становятся способами уничтожающей сатиры Тургенева. Отдельным моментом урока может стать сопоставление Кукшиной и Одинцовой. Оно поможет понять, почему Тургенев так беспощаден к «эманципе». Ему ненавистно искажение образа Женщины, он считает это святотатством. Но и нигилист Базаров оказывается в данном случае солидарен с автором.
Базаров демонстрирует презрение к Ситникову и его приятельнице. Возникает вопрос: можно ли зачислять этих героев в партию единомышленников Базарова? Внимательный разбор сцены покажет, что в речах Ситникова и Кукшиной постоянно мелькают те же имена, обрывки тех же мыслей, которые звучали в речах Базарова и Аркадия. Не случайно и по праву Ситников называет себя учеником Базарова. И Базаров со свойственной ему честностью не отрекается от звания учителя Ситникова, не горюет, видя свои идеи измельчавшими и опошленными в устах «соратников».
Можно включить в урок выразительное чтение стихотворения в прозе «Дурак» И. С. Тургенева, предложив ученикам определить, кому из героев романа подходит представленная здесь характеристика.
В итоге ученики должны увидеть, как жалкое окружение, с одной стороны, подчёркивает масштабность Базарова, а с другой — внушает сомнение в том, что нигилисты — «сила».
Таким образом, изучение второстепенных персонажей позволяет:
1) увидеть, что вся система образов в романе подчинена основному конфликту, определяется задачей охарактеризовать враждующие партии;
2) понять, что Тургенев сталкивает лучших представителей каждой партии, тем самым добиваясь максимальной глубины и объективности в изображении конфликта эпохи. Подтверждением явится фраза писателя из того же письма Случевскому: «Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?» и т. д. (Тургенев говорит об изображении одной из конфликтующих сторон. Можно ли отнести эти слова к другой стороне?);
3) осознать авторскую позицию: рассматривая спор двух партий, Тургенев одинаково беспристрастен к обеим. Он ярко показывает и лучшие, и худшие стороны, и проявления каждой стороны. (Можно познакомить ребят с некоторыми откликами современников Тургенева, воспринимавших идею автора слишком однобоко, например, со стихотворением сотрудника «Искры» и «Современника» Д. Д. Минаева «Отцы или дети?», где Тургенев представлен защитником «отцов»:
...Кто ж нам милей: старик Кирсанов,
Любитель фесок и кальянов,
Российский Тогенбург?
Иль он, друг черни и базаров,
Переродившийся Инсаров —
Лягушек режущий Базаров,
Неряха и хирург?
Ответ готов: ведь мы недаром
Имеем слабость к русским барам —
Несите ж им венцы!
И мы, решая всё на свете,
Вопросы разрешили эти...
Кто нам милей — отцы иль дети?
Отцы! Отцы! Отцы!
Минаев Д. Д. Отцы или дети? (Параллель)
Пусть десятиклассники сами ответят, кто, на их взгляд, «милей» Тургеневу, согласны ли они с оценкой Д. Д. Минаева.
В заключение предложим ученикам ещё раз задуматься, почему непримиримый конфликт возникает между лучшими среди «отцов» и «детей». Почему худшие могут сосуществовать мирно (Кукшину принимают на губернском балу, Ситников женится на княжне и богатеет на отцовских откупах)?
Источником конфликта является цельность, честность представителей каждой партии, их стремление жить в соответствии со своими убеждениями, не приспосабливаться к окружающему миру. В этом положительный смысл конфликта, его жизнетворческое начало.
Домашнее задание
Дайте развёрнутую характеристику одному из представителей «отцов» или «детей», объяснив роль этого персонажа в системе образов романа. Для индивидуальной работы
1*. Законспектируйте фрагменты статей Д. И. Писарева «Базаров» и М. А. Антоновича «Асмодей нашего времени», содержащие характеристику Базарова.
2*. Базаров утверждает, что его направление порождено народным духом. Подтвердите или оспорьте его слова, опираясь на факты русской истории и русский фольклор.