Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014

Становление реализма как художественного направления в европейской литературе. Страницы истории западноевропейского романа XIX века
Урок 34. Хаос и космос в поэзии Ф. И. Тютчева - Ф. И. Тютчев

2 часа

Урок 34. Хаос и космос в поэзии Ф. И. Тютчева

Материалы к уроку. Стихотворения Ф. И. Тютчева «Silentium!», «Нам не дано предугадать...», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...». Учебник. Раздел «Фёдор Иванович Тютчев».

Планируемые результаты образования

    Личностные: формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.

    Метапредметные: владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

    Предметные: знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы; формирование представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; формирование умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения.

Задачи урока:

    • продолжить знакомство с биографией поэта;

    • обобщить знания о мотивах творчества Тютчева;

    • раскрыть мировоззренческую основу поэзии Тютчева.

С творчеством Ф. И. Тютчева учащиеся начинают знакомиться с первых лет обучения, поэтому в 10 классе два отведённых программой часа должны обобщить предшествующий опыт встреч с поэтом, раскрыть целостный облик Тютчева-художника.

Первый этап урока необходимо посвятить биографии и личности поэта. Статья учебника «Тютчев и поколение „любомудров“» поможет показать Тютчева как человека 1830 — 1840-х годов, одного из поколения «любомудров». Сообщения, подготовленные учениками или учителем, могут добавить к образу поэта несколько ярких, живых чёрточек. Лучше всего при этом опираться на воспоминания современников поэта. Естественно, что здесь не нужно стремиться к исчерпывающему изложению биографии Тютчева. Весь рассказ должен быть иллюстрацией какой-то одной мысли, важной для понимания творчества Тютчева. Например, в «Биографии Ф. И. Тютчева», написанной вскоре после смерти поэта И. С. Аксаковым, ключевой является мысль о «своеобразности его духовной природы», о двойственности, отличавшей натуру поэта, являвшейся источником трагизма его существования и преодолевавшейся только в поэзии:

«Вообще это был духовный организм, трудно дающийся пониманию: тонкий, сложный, многострунный... Ум сильный и твёрдый... при бессилии воли, доходившем до немощи, ум зоркий и трезвый — при чувствительности нервов самой тонкой... Дух мыслящий, неуклонно сознающий ограниченность человеческого ума, но в котором сознание и чувство этой ограниченности не довольно восполнялось живительным началом веры... Он избегал оставаться наедине с самим собою, не выдерживал одиночества... как ни раздражался „бессмертной пошлостью людской“... Этот человек... на девять десятых более говорил в своей жизни по-французски, чем по-русски. А между тем стихи у Тютчева творились только по-русски...»

Перечень противоречий можно продолжить: западник по воспитанию, образованию, профессиональной деятельности, Тютчев делается славянофилом по мировоззрению. Поэт, которым уже в конце 1830-х годов восхищались Пушкин и Жуковский, Тютчев до 1850-х годов не выдаёт в свет своих сочинений и довольствуется славой светского острослова. Блистательный собеседник, яркий оратор, именно он написал «Silentium!» («Молчание!»), призывающее таить свои чувства и мечты. Светский человек, любимый и обласканный при дворе, он настолько пренебрегал этикетом, настолько был равнодушен к своей внешности, что мог явиться на приём в ливрее выездного лакея. Наконец, человек заурядной внешности, далеко не красавец, он был любим прекраснейшими женщинами.

Вторая часть урока должна показать, как черты личности и особенности мировоззрения поэта отразились в его лирике. Для анализа предлагаются три стихотворения, но, естественно, при этом ученики могут использовать свои знания о лирике Тютчева, полученные в 1 — 9 классах.

Беседа о каждом из стихотворений будет продолжена заданием, общим для них.

Вопросы для анализа

1. «Не то, что мните вы, природа...»

♦ Кому адресует поэт своё стихотворение?

♦ Какие чувства вызывают у него эти люди? Почему?

♦ Для чего используются в стихотворении риторические вопросы?

♦ Какую мысль помогают передать Тютчеву отрицательные глаголы? В чём особенность использования олицетворений в этом стихотворении? Какие сравнения передают неспособность людей проникнуть в тайну природной жизни?

♦ Каким предстаёт в произведении лирический герой?

♦ Какие известные вам стихотворения Ф. И. Тютчева подтверждают мысль, выраженную в первом четверостишии?

2. «Умом Россию не понять...»

♦ Какие политические и философские взгляды Тютчева выразились в этом стихотворении?

♦ Почему это четверостишие и сегодня пользуется популярностью?

Чтобы дать ученикам ясное представление об отношении Тютчева к России, нужно познакомить их хотя бы в общем плане с такими стихотворениями, как «Рассвет», «Пророчество», «Два единства», «Над этой тёмною толпой...», «Эти бедные селенья...». Раскрыть тему может ученик в индивидуальном сообщении или весь класс, работая над статьёй учебника «Малая родина Тютчева» и «Поэтическое открытие русского космоса».

♦ Что бы вы добавили к словам М. П. Погодина о Тютчеве: «...никто в России не понимает так ясно, не убеждён так твёрдо, не верит так искренно в её всемирное, общечеловеческое призвание, как он»?

♦ Почему в этом стихотворении поэт использует обобщённо-личные конструкции (не понять, не поверить, можно верить)?

3. «Нам не дано предугадать...»

♦ Кого имеет в виду поэт, говоря: нам, наше?

♦ Какой смысл имеет в контексте стихотворения понятие слово?

♦ Какой смысл имеет слово благодать в житейской речи и каков его изначальный смысл? В каком значении оно употреблено Тютчевым?

♦ Почему из всех возможных форм отзыва поэт выбирает сочувствие?

♦ Прочитайте следующий фрагмент из дневника дочери поэта. Как он перекликается с данным стихотворением?

«4/16 мая 1846. Вчера вечером я осталась одна с отцом: он сидел в большом кресле у камина, я — на маленькой скамеечке у его ног; он казался грустным и подавленным. Никто из нас не говорил: я боялась нарушить его думы. Отец первым прервал молчание: «„Итак, — сказал он мне, — одно поколение следует за другим, не зная друг друга: ты не знала своего деда, как и я не знал моего. Ты и меня не знаешь, так как не знала меня молодым!.. Теперь два мира разделяют нас. Тот, в котором живёшь ты, не принадлежит мне. Нас разделяет такая же резкая разница, какая существует между зимой и летом. А ведь и я был молод!.. Придёт день, Анна, когда ты вспомнишь о своей юности и вспомнишь, может быть, то, что я говорю тебе сейчас“».

♦ Раскройте смысл сравнения: сочувствие даётся, как даётся благодать.

Три изучаемых стихотворения обозначают основные мотивы тютчевской лирики: природа, Россия, человеческие взаимоотношения. Они же помогают выявить высшие ценности тютчевского мира: живая красота природы, всемирное предназначение православной России, редкое сочувственное единение человеческих душ. Внимательное сопоставление этих трёх стихотворений позволит отчётливо увидеть и трагическое основание тютчевской философии.

Во-первых, в каждом из них говорится о явлениях, общих для множества людей: в первом случае это чуждые поэту вы, они, глухие к голосу матери-природы (по сути дела — большинство людей); во втором стихотворении личные местоимения исчезают, заменяясь подразумеваемыми никому и каждому. Наконец, в третьем мы, т. е. не только поэты, а все вообще люди, включая самого лирического героя. Здесь обобщение достигает максимума.

Во-вторых, сравнение только первых строчек каждого текста объясняет многое. «Не то, что мните вы, природа...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять...». В каждом стихотворении наряду с главной темой звучит мотив непознаваемости мира для человека. Человеку, по Тютчеву, не дано ни умом, ни догадкою проникнуть в суть вещей, и даже прочувствованное не дано выразить в слове. «Мысль изречённая есть ложь», и потому: «Silentium!» («Молчание!») — призывает поэт человека. Он в мире, как глухой и слепой, пробирается ощупью. Верит в космическую упорядоченность и красоту бытия, но ощущает холод непостижимого хаоса.

Особенно горестными оказываются размышления поэта о человеческих взаимоотношениях, ведь даже в самых светлых и чистых проявлениях души таятся те же разрушительные хаотические начала.

    Домашнее задание

1. Подготовьте подробный пересказ статьи учебника «Любовь в лирике Тютчева».

2*. Используя дополнительную литературу, расскажите о биографических истоках «Денисьевского цикла» лирики Тютчева.

3. Подготовьте выразительное чтение и анализ одного (по собственному выбору) любовного стихотворения Тютчева.

    Для индивидуальной работы

1. На основе раздела учебника «Ф. И. Тютчев» подготовьте план рассказа «Идейное и художественное своеобразие лирики Тютчева».

2. Выделите средства художественной выразительности в стихотворении Ф. И. Тютчева «К. Б.».

3. Как бы вы ответили на вопрос М. П. Погодина: «Как в самом деле мог он <Тютчев>, проведя молодость, половину жизни за границей... где русского духа редко бывало слышно... ощутить в такой степени, сохранить, развить в себе чистейшие русские и славянские начала и стремления?»

4. Выполните задания рубрики «Литературоведческий практикум» в разделе учебника «Ф. И. Тютчев».