Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014
Становление реализма как художественного направления в европейской литературе. Страницы истории западноевропейского романа XIX века
Урок 35. Любовь в лирике Ф. И. Тютчева - Ф. И. Тютчев
Материалы к уроку. Стихотворения Ф. И. Тютчева «О, как убийственно мы любим...», «К. Б.» и три стихотворения по выбору. Учебник. Статьи «Любовь в лирике Тютчева», «Тютчев о причинах духовного кризиса современного человека».
Планируемые результаты образования
Личностные: формирование эстетического отношения к миру посредством приобщения к сфере словесного искусства.
Метапредметные: владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
Предметные: владение навыками анализа художественных произведений (стихотворений Ф. И. Тючева) с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.
Задачи урока:
• раскрыть особенности звучания темы любви в поэзии Ф. И. Тютчева;
• продолжить обучение анализу лирического стихотворения.
На первом уроке мы сделали акцент на обобщённом, философском характере лирики Тютчева. Теперь можно подчеркнуть обратное: самые глубокие философские обобщения рождаются на основе выстраданного личного опыта.
В центре урока, несомненно, окажется стихотворение «О, как убийственно мы любим...». Учитель определит, должен ли рассказ о биографической основе этого произведения предшествовать чтению и анализу, или служить дополнением к ним. Думается, второй вариант предпочтительнее. Как ни обаятелен облик реальной Е. А. Денисьевой, он не должен заслонять образ лирической героини стихотворения. Кроме того, важно, чтобы вообще ученики умели воспринимать лирику (особенно любовную) и без конкретных биографических ассоциаций, чтобы отсутствие сведений о том, когда написано и кому посвящено стихотворение, не становилось непреодолимым препятствием для анализа.
В разборе стихотворения можно использовать следующие вопросы и задания:
♦ Сопоставьте два облика героини стихотворения, нарисованные поэтом.
♦ Кого винит поэт в страданиях прекрасной женщины?
♦ При помощи какого приёма передаёт поэт мучительное раздвоение собственной души?
♦ В чём особенность композиции стихотворения, как она связана с главной мыслью поэта?
♦ Как вы понимаете, почему любовь лирического героя оказалась «убийственной»?
♦ Может ли в представлении Тютчева любовь быть иной?
Последний вопрос требует обращения к более широкому материалу.
«Люблю глаза твои, мой друг...», «Не верь, не верь поэту, дева...»,
«Не раз ты слышала признанье...», «В разлуке есть высокое значенье...», «Предопределение», «Не говори: меня он, как и прежде, любит...», «О, не тревожь меня укорой справедливой...», «Чему молилась ты с любовью...», «Я очи знал, — о, эти очи!», «Сияет солнце, воды блещут...», «Последняя любовь», «В часы, когда бывает...», «Она сидела на полу...», «Весь день она лежала в забытьи...», «Есть и в моём страдальческом застое...», «Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло...» — учитель по своему усмотрению ограничит или расширит этот список.
Выразительное чтение и комментирование или анализ стихотворений учениками создадут поле для беседы или даже дискуссии о том, может ли любовь не быть «роковым поединком» двух людей, что придаёт любовному чувству в лирике Тютчева особенную высоту и трагедийность.
Работа со статьёй учебника поможет ученикам осознать, что трагический характер любовной лирики Тютчева определяется не только драматическими обстоятельствами жизни поэта и его любимых женщин, но и природой тютчевского мышления, мировоззрением поэта, трагическим в самом своём основании.
Завершить урок можно разбором стихотворения «К. Б.», посвящённого баронессе Амалии Крюденер. Написанное в 1870 году, оно воплощает тему любви в редком для Тютчева гармоническом, светлом колорите. Душевная умиротворённость, умудрённость зрелого человека не сделали лирического героя бесчувственным, а напротив, просветлили и одухотворили чувства, избавив их от слепоты страстей. Сравнение ожившего чувства с внезапным веяньем весны в пору поздней осени подготавливает удивительно бодрый, оптимистический финал стихотворения: не стареет в страданиях человеческая душа, не исчезает с годами женское очарование. Как в природе слиты весна и осень в бесконечном круговороте жизни, так и в человеческом сердце снова и снова оживает радость, нежность, способность любить.
Домашнее задание
1. Сопоставьте стихотворения «О, как убийственно мы любим...» и «Она сидела на полу...», посвящённое Эрнестине Фёдоровне Тютчевой. Что сближает лирических героинь этих стихотворений? Чем вызвано это сходство?
2. Подготовьте рассказ о любовной лирике Тютчева с использованием цитат из самостоятельно прочитанных стихотворений.
3. Напишите сочинение на одну из предложенных тем.
Темы сочинений
1. Образ России в лирике Ф. И. Тютчева.
2. Любовь как сочетание душ и их поединок роковой в «Денисьевском цикле» Ф. И. Тютчева.
3. Мои любимые строки Ф. И. Тютчева.
См. также темы сочинений в учебнике.
Язык литературы
Выполните лексико-фразеологический разбор стихотворения Ф. И. Тютчева, опираясь на план, предложенный в учебнике русского языка. Объясните, какую стилистическую функцию выполняют в нём архаизмы.
Фонтан
Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной —
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осуждён.
О смертной мысли водомёт,
О водомёт неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя мятёт?
Как жадно к небу рвёшься ты!..
Но длань незримо-роковая
Твой луч упорный, преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.
<Апрель 1836>
См. также упражнения 517, 518.