Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014

Становление реализма как художественного направления в европейской литературе. Страницы истории западноевропейского романа XIX века
Урок 35. Любовь в лирике Ф. И. Тютчева - Ф. И. Тютчев

Материалы к уроку. Стихотворения Ф. И. Тютчева «О, как убийственно мы любим...», «К. Б.» и три стихотворения по выбору. Учебник. Статьи «Любовь в лирике Тютчева», «Тютчев о причинах духовного кризиса современного человека».

Планируемые результаты образования

    Личностные: формирование эстетического отношения к миру посредством приобщения к сфере словесного искусства.

    Метапредметные: владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

Предметные: владение навыками анализа художественных произведений (стихотворений Ф. И. Тючева) с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.

Задачи урока:

    • раскрыть особенности звучания темы любви в поэзии Ф. И. Тютчева;

    • продолжить обучение анализу лирического стихотворения.

На первом уроке мы сделали акцент на обобщённом, философском характере лирики Тютчева. Теперь можно подчеркнуть обратное: самые глубокие философские обобщения рождаются на основе выстраданного личного опыта.

В центре урока, несомненно, окажется стихотворение «О, как убийственно мы любим...». Учитель определит, должен ли рассказ о биографической основе этого произведения предшествовать чтению и анализу, или служить дополнением к ним. Думается, второй вариант предпочтительнее. Как ни обаятелен облик реальной Е. А. Денисьевой, он не должен заслонять образ лирической героини стихотворения. Кроме того, важно, чтобы вообще ученики умели воспринимать лирику (особенно любовную) и без конкретных биографических ассоциаций, чтобы отсутствие сведений о том, когда написано и кому посвящено стихотворение, не становилось непреодолимым препятствием для анализа.

В разборе стихотворения можно использовать следующие вопросы и задания:

♦ Сопоставьте два облика героини стихотворения, нарисованные поэтом.

♦ Кого винит поэт в страданиях прекрасной женщины?

♦ При помощи какого приёма передаёт поэт мучительное раздвоение собственной души?

♦ В чём особенность композиции стихотворения, как она связана с главной мыслью поэта?

♦ Как вы понимаете, почему любовь лирического героя оказалась «убийственной»?

♦ Может ли в представлении Тютчева любовь быть иной?

Последний вопрос требует обращения к более широкому материалу.

«Люблю глаза твои, мой друг...», «Не верь, не верь поэту, дева...»,

«Не раз ты слышала признанье...», «В разлуке есть высокое значенье...», «Предопределение», «Не говори: меня он, как и прежде, любит...», «О, не тревожь меня укорой справедливой...», «Чему молилась ты с любовью...», «Я очи знал, — о, эти очи!», «Сияет солнце, воды блещут...», «Последняя любовь», «В часы, когда бывает...», «Она сидела на полу...», «Весь день она лежала в забытьи...», «Есть и в моём страдальческом застое...», «Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло...» — учитель по своему усмотрению ограничит или расширит этот список.

Выразительное чтение и комментирование или анализ стихотворений учениками создадут поле для беседы или даже дискуссии о том, может ли любовь не быть «роковым поединком» двух людей, что придаёт любовному чувству в лирике Тютчева особенную высоту и трагедийность.

Работа со статьёй учебника поможет ученикам осознать, что трагический характер любовной лирики Тютчева определяется не только драматическими обстоятельствами жизни поэта и его любимых женщин, но и природой тютчевского мышления, мировоззрением поэта, трагическим в самом своём основании.

Завершить урок можно разбором стихотворения «К. Б.», посвящённого баронессе Амалии Крюденер. Написанное в 1870 году, оно воплощает тему любви в редком для Тютчева гармоническом, светлом колорите. Душевная умиротворённость, умудрённость зрелого человека не сделали лирического героя бесчувственным, а напротив, просветлили и одухотворили чувства, избавив их от слепоты страстей. Сравнение ожившего чувства с внезапным веяньем весны в пору поздней осени подготавливает удивительно бодрый, оптимистический финал стихотворения: не стареет в страданиях человеческая душа, не исчезает с годами женское очарование. Как в природе слиты весна и осень в бесконечном круговороте жизни, так и в человеческом сердце снова и снова оживает радость, нежность, способность любить.

    Домашнее задание

1. Сопоставьте стихотворения «О, как убийственно мы любим...» и «Она сидела на полу...», посвящённое Эрнестине Фёдоровне Тютчевой. Что сближает лирических героинь этих стихотворений? Чем вызвано это сходство?

2. Подготовьте рассказ о любовной лирике Тютчева с использованием цитат из самостоятельно прочитанных стихотворений.

3. Напишите сочинение на одну из предложенных тем.

Темы сочинений

1. Образ России в лирике Ф. И. Тютчева.

2. Любовь как сочетание душ и их поединок роковой в «Денисьевском цикле» Ф. И. Тютчева.

3. Мои любимые строки Ф. И. Тютчева.

См. также темы сочинений в учебнике.

Язык литературы

Выполните лексико-фразеологический разбор стихотворения Ф. И. Тютчева, опираясь на план, предложенный в учебнике русского языка. Объясните, какую стилистическую функцию выполняют в нём архаизмы.

Фонтан

Смотри, как облаком живым

Фонтан сияющий клубится;

Как пламенеет, как дробится

Его на солнце влажный дым.

Лучом поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной —

И снова пылью огнецветной

Ниспасть на землю осуждён.

О смертной мысли водомёт,

О водомёт неистощимый!

Какой закон непостижимый

Тебя стремит, тебя мятёт?

Как жадно к небу рвёшься ты!..

Но длань незримо-роковая

Твой луч упорный, преломляя,

Свергает в брызгах с высоты.

      <Апрель 1836>

См. также упражнения 517, 518.