Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014

Становление реализма как художественного направления в европейской литературе. Страницы истории западноевропейского романа XIX века
Урок 33. Художественное своеобразие драматургии А. Н. Островского - А. Н. Островский

Материалы к уроку. Пьесы А. Н. Островского по выбору учителя и учеников. Учебник. Статьи «Историческая драматургия Островского», «Драматургия Островского конца 1860 — 1870-х годов», «В мире сказки», «Драма „Бесприданница"», «Пьесы жизни».

Планируемые результаты образования

    Личностные: формирование готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, обогащение опыта сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

    Метапредметные: владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства (для характеристики творчества А. Н. Островского).

Предметные: владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой литературы.

    Задачи урока:

    • раскрыть значение Островского в создании русской национальной драматургии и театра;

    • познакомить учеников с основными художественными особенностями пьес Островского на примере «Грозы».

На первом уроке мы выяснили, какая масштабная задача стояла перед русской культурой в середине XIX века: создать национальную драматургию, вывести на сцену современную российскую действительность во всём разнообразии её проявлений.

♦ Какой вклад внёс А. Н. Островский в решение этой насущнейшей задачи?

Рассказ учителя, тезисы которого должны быть записаны классом, может сопровождаться краткими выступлениями учеников, выполнявших индивидуальные задания.

1. Островский заложил основу театрального репертуара, создав более пятидесяти оригинальных пьес в разных драматических жанрах. (Сообщение ученика о жанровом разнообразии пьес Островского; для примера могут быть взяты наиболее «полярные» пьесы, например, историческая драма «Василиса Мелентьевна», сказка-феерия «Снегурочка», комедия «Банкрот».)

2. В своих произведениях драматург широко охватил русскую жизнь в её прошлом и настоящем. Современная действительность представлена у Островского объёмно. В разных пьесах автор обращается к различным социальным средам, исследует их быт, мышление, нравы. (Сообщение ученика о тематике 2 — 3 пьес Островского; например, «Доходное место» вводит читателя в мир столичного чиновничества, «Женитьба Бальзаминова» — в среду московских мещан и купцов, пьеса «Волки и овцы» исследует нравы провинциального дворянства, а «Таланты и поклонники» открывает театральное закулисье и т. д.)

3. Островский не останавливается на создании бытовых зарисовок, ярких картин из жизни той или иной среды. Каждый раз он обнаруживает в частной ситуации проявления закономерных процессов, происходящих в русской жизни, показывает конфликты общенационального масштаба.

(Рассказ ученика о конфликте, проблематике одной самостоятельно прочитанной пьесы. Например, в комедии «Бешеные деньги» на примере истории замужества красавицы Лидии Чебоксаровой показано, как реальная власть в обществе переходит от обнищавшей материально и духовно аристократии к безродным, но энергичным дельцам — капиталистам.)

4. Островский перенёс в сферу драматургии достижения реалистической прозы XIX века. Развивая традиции Фонвизина, Гоголя, Грибоедова, он сделал драму средством исследования социальных типов и порождающих их обстоятельств. Благодаря Островскому русский театр стал по преимуществу театром реалистическим.

(Сообщение ученика о социальной типичности персонажей «Грозы», например, Дикого или Кабанихи.)

5. В то же время Островский во многом предвосхитил развитие драмы, создав образцы психологической мелодрамы («Бесприданница») и философской сказки («Снегурочка»).

6. Будучи драматургом-«слуховиком», Островский обогатил литературный язык, дал неподражаемые образцы речевых характеристик в своих пьесах (довёл до совершенства способ изображения героя через его речь) и создал особую театральную традицию, до сих пор живую (так называемую школу Малого театра).

(Выразительное чтение учениками или инсценирование фрагмента «Грозы» или «Банкрота», просмотр отрывка спектакля или фильма по пьесе Островского.)

7. Островский своим творчеством, влиянием, а порой и прямым участием подготовил целую плеяду драматургов, развивавших его творческие принципы в своих произведениях.

8. Островский во многом предопределил самобытность русской драматургии художественным своеобразием своих пьес.

Обобщить наблюдения о поэтике пьес Островского — задача следующего этапа урока.

Работая с учебником под руководством учителя, десятиклассники должны выбрать, лаконично сформулировать и записать эти черты, стараясь подобрать примеры:

    • простота сюжета, отсутствие запутанной интриги. (Например, на пути влюблённых в «Грозе» не встают никакие внешние препятствия. Мы почти не встретим в пьесах Островского роковых случайностей, внезапных узнаваний, неожиданных поворотов сюжета.);

    • открытость финалов, неисчерпанность жизненного конфликта в рассмотренной житейской ситуации. (В «Грозе» погибает Катерина и разрушается дом Кабановых, но сколько ещё Катерин и Тихонов томятся под властью самодуров «тёмного царства».);

    • внимание автора к подробностям быта, житейским деталям, отсюда многочисленность второстепенных персонажей, растворённость узловых пунктов сюжета в непрерывном ходе жизни. (Так, в «Грозе» сцены с участием Катерины и Кабанихи перемежаются разговорами Феклуши и Глаши, продолжительными монологами Кулигина.);

    • смешение жанровых характеристик, соседство высокого и низкого, трагедийного и комического. (Ругань Дикого и толки об упавшей с неба Литве непосредственно предшествуют трагическому признанию Катерины.)

Поможем ученикам осознать главную мысль статьи, поставив вопрос:

♦ Ради чего нарушает Островский законы классической драмы?

Стремление наиболее правдиво и полно изобразить реальную жизнь,

перенести её на сцену «как она есть» составляет суть реалистической эстетики Островского.

Конечно, хотелось бы, чтобы на завершающем уроке по творчеству великого драматурга как можно больше было живого материала, звучащего слова самого Островского. Ради этого можно, наверное, пожертвовать некоторыми «теоретическими» моментами.

Завершить работу можно обсуждением темы:

♦ Почему пьесы А. Н. Островского и сейчас не сходят с театральных подмостков?

Пусть, отвечая на этот вопрос, ребята поделятся собственными впечатлениями, расскажут, что их самих увлекло, задело в прочитанных или увиденных в театре произведениях.

    Домашнее задание

Завершить работу над сочинением.

Темы творческих работ

1. Самая «сегодняшняя» пьеса А. Н. Островского.

2. Трагическое и жизнеутверждающее в драме «Гроза».

3. Город Калинов — «тёмное царство» или «земля обетованная»?

4. Рецензия на постановку одной из пьес А. Н. Островского (или на фильм-экранизацию).

Язык литературы

Выполните речеведческий разбор текста по плану, указанному в учебнике русского языка. Отметьте в монологе Кулигина особенности лексики и фразеологии, ярко характеризующие этого героя драмы.

Кулигин. Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба.

А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые ещё больше денег наживать. Знаете, что ваш дядюшка, Савёл Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путём не разочтёт. Городничий и стал ему говорить: «Послушай, — говорит, — Савёл Прокофьич, рассчитывай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят!» Дядюшка ваш потрепал городничего по плечу да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо! Вот как, сударь! А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нём нет, обличье- то человеческое потеряно. А те им за малую благостыню на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнётся у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям. Судятся-судятся здесь да в губернию поедут, а там уж их и ждут да от радости руками плещут. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается: водят их, водят, волочат их, волочат, а они ещё и рады этому волоченью, того только им и надобно. „Я, говорит, потрачусь, да уж и ему станет в копейку"». <...>

Перечитайте разделы учебника русского языка, посвящённые аннотации (с. 203) и рецензии (с. 205). Создайте аннотации к пьесам А. Н. Островского «Бесприданница» и «Лес».

Используя предложенный в учебнике план, напишите рецензию на самостоятельно прочитанную вами пьесу А. Н. Островского.