Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014
Поиски путей сближения с народом в общественной жизни России в 70 - 80-х годах XIX века. Идеал народности в литературе
Урок 72. Изображение безнравственной сути войны 1805 - 1807 годов. Аустерлицкое сражение, его роль в судьбе князя Андрея Болконского - Л. Н. Толстой
Материалы к уроку. Л. Н. Толстой. «Война и мир» (том 1, часть 1, главы 16, 24; часть 2, главы 1 — 21; часть 3, главы 7 — 19; том 2, часть 2, гл. 15 — 21).
Планируемые результаты образования
Личностные: формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена российского общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; воспитание нравственного сознания и поведения.
Метапредметные: владение языковыми средствами — умением ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
Предметные: владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания.
Задачи урока:
• показать отношение Толстого к войне 1805 — 1807 годов как к бессмысленному и антигуманному действу;
• раскрыть влияние событий 1805 — 1807 годов на мироощущение князя Андрея и Николая Ростова;
• помочь ученикам осознать, как развенчивает Толстой кумиров толпы.
Тема войны входит в роман с первых строк. О её необходимости толкуют в салоне Шерер, о ней говорят и на обеде у Ростовых, и в кабинете князя Болконского. Организуем в классе вступительную беседу по теме.
♦ Как относится к будущей войне русское общество? (Большинство признаёт её справедливой, необходимой, многие желают её начала. Отдельные голоса недовольных (маленькой княгини, Шеншина) тонут в общем хоре.)
♦ Какие мотивы движут людьми, собирающимися вступить в бой с Наполеоном? (Достаточно обратиться к образам Николая Ростова и князя Андрея Болконского.)
Ученики заметят, что у героев нет ни личной вражды, ни ненависти к французам. Князь Андрей, напротив, восхищается Бонапартом как великим полководцем. Кроме того, он стремится убежать от света, от нелюбимой жены, мечтает о славе. Николай идёт на войну, потому что «так положено», так все молодые офицеры поступают. Преданность государю, желание отличиться перед ним — главный мотив его поступков.
♦ Понимают ли герои, что такое война?
(Мы видим, как Николай и князь Андрей заняты своими планами, повседневными мелочами, отношениями с другими людьми. Страшное лицо войны ещё не открывалось им.)
Остановимся подробнее на эпизоде боевого крещения Николая Ростова (том 1, часть 2, глава 8). Проследим, как меняются чувства и мысли юнкера Ростова в этом эпизоде. Впервые здесь Толстой показывает, как не совпадает реальность войны с тем, что представляется людям: «...рубить... было некого», зажечь мост нечем, раненого подхватили другие. Растерянность Николая и страх смерти сливаются с острым сознанием красоты природы, ценности жизни: «...во мне одном и в этом солнце так много счастия, а тут... стоны, страдания, страх и эта неясность, эта поспешность... Вот опять кричат что-то, и опять все побежали куда-то назад, и я бегу с ними, и вот она, вот она, смерть, надо мной, вокруг меня... Мгновенье — и я никогда уже не увижу этого солнца, этой воды, этого ущелья...» Проходит опасность, и снова героем овладевают привычные вопросы, как смотрят на него окружающие, достойно ли он себя вёл и т. д. Контрастом к чувствам новичка Ростова служит радость полковника, звучно отрубившего «красивое слово наповал». (Можно заменить или дополнить эту работу анализом эпизода главы 19: ранение Николая Ростова под Шенграбеном.)
Автор заставляет нас задуматься над вопросами:
♦ Кому и для чего нужна эта война? Почему люди участвуют в ней?
♦ Какие впечатления раскрывают характер войны князю Андрею?
(Выборочный пересказ-анализ учителя или подготовленного ученика охватит эпизоды: ссора князя с Жерковым, поездка его в Брюнн к австрийскому императору, встреча с русскими дипломатами, наблюдение за беспорядком в отступающих войсках (спасение лекарской жены), зарождение мечты о спасении армии, осмотр позиций в лагере Багратиона.)
Кратко остановимся на эпизоде перемирия.
♦ Почему возможно братание, мирные разговоры и шутки посреди военных действий? Мог ли произойти такой эпизод в 1812 году?
Ученики отметят, что солдаты воюют, не понимая причин и смысла этой войны, не испытывая ненависти к врагам, по приказу, а не по личному стремлению.
♦ Какие открытия делает князь Андрей во-время Шенграбенского сражения?
Наблюдая за поведением Багратиона, князь впервые осознаёт, что ход сражения зависит не от замыслов военачальника, а от других причин. Он открывает для себя роль Тушиных, величие их неприметного героизма.
Но несмотря на то, что оба героя открывают для себя неприглядные будни войны, они далеко не сразу осознают её бессмысленность. Мерзость происходящего поражает их на миг и снова прячется за привычными действиями людей, уверенных, что всё идёт так, как должно.
От изображения людских масс Толстой обращается к образам тех, чьими именами, чьей волей, как представляется всем, движутся эти массы, творится история. Наполеон и Александр I не только главы воюющих государств. Каждый из них — кумир, объект восхищения и поклонения. Князь Андрей убеждён в политическом и полководческом гении Наполеона, мечтает повторить его путь, добиться славы. Николай Ростов с восторгом видит государя под Вишау и мечтает только умереть на его глазах.
Обратимся к эпизоду, раскрывающему чувства и мысли каждого из героев накануне Аустерлицкого сражения (конец 12-й — начало 13-й главы части 3, 1-го тома). Учитель поможет ученикам выявить тематический параллелизм этих двух небольших фрагментов, заметить, как воспоминания о родных, о мирной жизни затмеваются в князе Андрее и Николае Ростове мечтами о славе, о подвиге в глазах своего кумира. Толстой раскрывает неестественность того, что ради любви или просто внимания к себе совершенно чужих, далёких людей каждый из них готов пожертвовать счастьем близких, родных, любящих матери, сестры, отца, жены.
Аустерлиц становится страшным уроком для всей русской армии, в том числе и для любимых героев Толстого.
Выразительное чтение фрагмента главы 16 (князь Андрей поднимает в атаку батальон) или просмотр кинофрагмента можно оставить без комментария, лучше добиться максимального эмоционального воздействия текста (кадров фильма).
Затем в главе 19 (Наполеон на поле сражения и в лазарете перед русскими ранеными) попросим ребят выбрать и прочитать вслух строчки, раскрывающие новое состояние души князя Андрея, объяснить, почему померк в его глазах прежний кумир.
Несколько забегая вперёд, можно проследить, как подобное совершается и с Николаем Ростовым. Для него Аустерлиц обернулся разочарованием в себе, так как он не сумел в критический момент оказать услугу императору Александру I, упустил свой долгожданный случай. Новая война с Наполеоном в 1806 году и пережитые Николаем разочарования медленно продвигают его к тому перевороту в сознании, который мгновенно настиг князя Андрея. Обратим внимание ребят на чувства героя в Тильзите во время заключения мира между Россией и Францией (том 2, часть 2, глава 21): «В душе поднимались страшные сомненья. То ему вспоминался Денисов со своим изменившимся выражением, с своею покорностью и весь госпиталь с этими оторванными руками и ногами, с этой грязью и болезнями... То ему вспоминался этот самодовольный Бонапарте с своей белой ручкой, который был теперь император, которого любит и уважает император Александр. Для чего же оторванные руки, ноги, убитые люди?.. Он заставал себя на таких странных мыслях, что пугался их». Заставляя себя не рассуждать, криком и вином отгоняя страшные прозрения, Николай Ростов останется честным и усердным офицером, но детская восторженность перед императором уже не вернётся к нему.
В итоге обобщим наблюдения, предложив ученикам самостоятельно сформулировать те художественные задачи, которые решает Толстой в главах, посвящённых войне 1805 — 1807 годов. (После индивидуальной работы учеников формулировки могут быть скорректированы совместно.)
1. Толстой раскрывает бесчеловечность войны как таковой, несовпадение реального облика войны со стереотипными представлениями о ней.
2. Писатель показывает бессмысленность, ненужность для России войны 1805 — 1807 годов, её антинародный характер, обусловивший поражение русской армии.
3. Автор показывает, что главной движущей силой этой войны является тщеславие высших слоёв общества (при пассивном подчинении солдатской массы), он противопоставляет тщеславию истинные ценности: любовь и жизнь.
4. Толстой показывает, как в условиях войны отчётливее проявляются нравственные качества людей, сползают маски, но в то же время суета и неразбериха, сопутствующие войне, увеличивают количество неправды и несправедливости в мире.
5. Писатель изображает нравственную эволюцию лучших людей, прошедших войну и осознавших величие простых ценностей мирной жизни.
Домашнее задание
1. Подготовьте сообщение на тему «Аустерлиц в судьбе князя Андрея».
2. Подготовьте выразительное чтение одной из своих любимых сцен романа с участием Наташи Ростовой.
Для индивидуальной работы
1. Расскажите, как участие Толстого в Крымской войне повлияло на создание военных сцен в «Войне и мире».
2*. Составьте пересказ-извлечение на тему «Образ императора Александра I в романе „Война и мир“».