Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014
Поиски путей сближения с народом в общественной жизни России в 70 - 80-х годах XIX века. Идеал народности в литературе
Урок 73. Образ Наташи Ростовой - Л. Н. Толстой
Материалы к уроку. Учебник. Статья «Наташа Ростова». Л. Н. Толстой. «Война и мир» (том 1, часть 1, главы 7 — 11, 14 — 17; том 2, часть 1, главы 1 — 2, 10 — 12, 15 —16; часть 3, главы 2 — 3, 11 — 17, 19 — 24; часть 4, главы 1 — 13; часть 5, главы 6 — 22).
Планируемые результаты образования
Личностные: формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями.
Метапредметные: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.
Предметные: способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях; *умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка).
Задачи урока:
• раскрыть средства, которыми создаёт образ героини Л. Н. Толстой, приёмы выражения авторского отношения к герою;
• показать роль образа Наташи в образной системе романа.
Не стоит на уроке разъяснять ученикам, в чём прелесть Наташи Ростовой. Если этого не добился Толстой своим художественным изображением героини, то слова учителя, скорее всего, будут бесполезны. Лучше воспользоваться этой темой для того, чтобы раскрыть систему ценностей, из которой исходит писатель в оценке своих героев, и таким образом прийти к пониманию, почему Наташа любима Толстым. А в том, что она любима, никто из учеников не усомнится уже после первого описания героини. Ребята могут найти приёмы, при помощи которых автор создаёт живой и яркий портрет, передаёт своё восхищение Наташей.
Как видим, автор в «Войне и мире» откровенно высказывает своё отношение к героям. Мы с первых страниц знаем, кто вызывает его симпатию, а кто — насмешку или презрение. Постараемся обобщить наблюдения и понять, за что автор любит или не любит своих героев. Для простоты выберем только женские персонажи.
Ученики легко назовут среди не любимых автором Веру Ростову, Жюли Карагину, Элен Безухову, м-ль Бурьенн и княжну Катишь.
Любимы автором Наташа и княжна Марья, княгиня Ростова и Марья Дмитриевна Ахросимова.
Сопоставление «любимых» и «нелюбимых» позволит чётко определить ненавистные Толстому качества характера: холодная рассудочность, самодовольство, экзальтированность, жеманство и кокетство, корыстолюбие и хитрость. Наконец, все отдельные недостатки меркнут перед нравственной пустотой и бездушием Элен.
Простота, искренность, чуткость, сердечность — качества любимых героинь Толстого.
Но и среди них Наташе отводится особое место. Большая часть романных коллизий так или иначе связана с ней (только «романов» на протяжении книги она переживает пять).
Дополним характеристику героини. Для этого предложим ученикам кратко передать эпизод с участием Наташи, который им особенно запомнился. Одного из учащихся попросим выписать на доске качества характера, которые в этом эпизоде проявились. Направляя и корректируя работу, учитель предложит прочитать отрывки наиболее важных эпизодов (например, сцены первого бала или пляски Наташи в доме дядюшки). При необходимости задаст вопросы для уточнения наблюдений ребят:
♦ Почему князь Андрей, вспоминая свой танец с Наташей, находит в ней что-то «непетербургское»?
♦ Как переживает Наташа свою любовь к князю Андрею и разлуку с ним?
♦ В каких ситуациях проявляется душевная чуткость героини, её интуиция, художественная одарённость?
♦ Как вы понимаете слова Пьера о Наташе: «Она не удостоивает быть умной»?
♦ В чём значимость сцены пляски Наташи в романе?
♦ Каких людей привлекает и каких отталкивает Наташа?
Подробнее остановимся на эпизоде увлечения Наташи Анатолем Курагиным.
♦ Почему Наташе нравится Элен? Какую роль сыграла неудачная встреча Наташи с родными жениха? Как передаёт Толстой неестественность, «помутнение чувств» героини? С какими ещё «историческими» и «частными» страницами романа перекликаются эти сцены? Почему именно Пьер оказался способен понять и оправдать Наташу?
После беседы по этим вопросам предложим ученикам познакомиться с тем, как объясняет увлечение Наташи автор учебника, высказать своё мнение по этому поводу. Закончить обсуждение можно вопросом: в чём смысл данного эпизода, какова его роль в романе?
♦ Какие новые стороны жизни открываются Наташе после её ошибки? Что новое нам открывается в героине в главах, повествующих о её заботах о раненом князе Андрее и о матери после гибели Пети? Что дала Наташе дружба с княжной Марьей? Почему, встретив Наташу в Москве после войны, Пьер не сразу её узнал? Какие чувства сделали её снова узнаваемой? (Эти вопросы могут стать основой беседы в том случае, если роман прочитан учащимися до конца.)
Отдельным этапом урока может стать просмотр сцены из фильма «Война и мир» с участием Наташи в исполнении Л. Савельевой и беседа о том, какие свойства героини лучше всего удалось передать актрисе.
В итоге можно сделать вывод, что любовь Толстого к Наташе обусловлена не её нравственной безупречностью, а тем, что она живая, внутренне подвижная, развивающаяся личность, в которой воплотились наиболее ценимые автором свойства женского (и человеческого) характера.
Домашнее задание
1. Подготовьте план-конспект сочинения на тему «Автор и его герои в романе „Война и мир“».
2. Расскажите о важнейших этапах в жизни Наташи Ростовой по 3 — 4-му томам романа «Война и мир».
Для индивидуальной работы
1*. Подготовьте доклад по теме «Способы выражения авторской оценки героев в романе „Война и мир“».
2*. Используя дополнительные источники, ответьте на вопрос: с кого образован «милый идеал» Наташи Ростовой?