Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014

Поиски путей сближения с народом в общественной жизни России в 70 - 80-х годах XIX века. Идеал народности в литературе
Урок 74. Духовные искания любимых героев Толстого: Пьера, князя Андрея, Наташи и Николая Ростовых - Л. Н. Толстой

Материалы к уроку. Л. Н. Толстой. «Война и мир». Учебник. Статья «Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова».

Планируемые результаты образования

    Личностные: воспитание готовности к служению Отечеству, его защите на примере образов литературных героев, вызывающих восхищение и уважение своим служением России.

    Метапредметные: умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей.

    Предметные: способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях; владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве личностного эмоционального восприятия и интеллектуального понимания.

    Задачи урока:

    • показать ученикам, что способность к внутреннему росту, духовному продвижению является главным критерием оценки человека в творчестве Толстого;

    • продолжить освоение понятий диалектика души, диалектика характера.

Следуя логике целостного пути освоения романа, учитель вправе ограничить материал рамками 1 — 2-го томов или перенести урок по данной теме на более поздний этап изучения, например, сделать его предпоследним в системе уроков по «Войне и миру». Также учитель может предложить ученикам самостоятельно отобрать материал по теме и отчасти определить характер работы с ним, т. е. самим предложить, какой эпизод необходимо проанализировать подробно, какие передать сжато. Естественно, такое задание должно быть дано предварительно и распределено по группам. Для освоения вопроса подойдёт форма семинара. Примерный план его может быть таким:

1. Вступительное слово учителя о мастерстве Толстого-реалиста, изображающего человека в становлении, развитии. (Учитель может подчеркнуть, что способность к развитию свойственна далеко не всем героям Толстого.)

2. Краткое сообщение на тему «Статичные герои в „Войне и мире“». (В чём проявляется статичность Элен, Берга, Веры Ростовой, Анны Шерер и др.? Как оценивает этих героев Толстой?)

3. Доклад ученика на тему «Духовные искания князя Андрея Болконского». (По ходу доклада слушателям предлагается составить план- конспект «Этапы духовной эволюции героя».)

Вопросы для обсуждения:

    ♦ Как семейное воспитание повлияло на характер, направление поисков князя Андрея?

(Ученики могут отметить, что, воспитанный прежде всего, как гражданин, герой ищет себя в сфере политической и общественной деятельности, сфера семьи для него «узка», а религиозные искания тоже практически закрыты впитанным с детства «вольтерьянством».)

    ♦ Какую роль в нравственном становлении князя Андрея сыграли: а) его близость к Кутузову в годы первой и второй войн с Наполеоном; б) любовь к Наташе Ростовой?

4. Доклад ученика на тему «Духовные искания Пьера Безухова». (Ученикам предлагается обдумать вопросы по содержанию доклада.)

Вопросы для обсуждения:

    ♦ Чем привлекательны для Пьера масонские идеи? Какой душевной потребности героя они отвечают? Почему Пьер разочаровывается в масонстве?

    ♦ В чём отличие сферы духовных исканий Пьера от сферы князя Андрея? Шире она или уже?

    ♦ Как показывает Толстой формирование не только взглядов, но и характера героя? (Назовите эпизоды, в которых нравственное возмужание Пьера проявляется наиболее отчётливо.)

(Последуют вопросы учеников, уточняющие и углубляющие содержание доклада.

Можно предложить также сопоставить два эпизода: разговор Пьера и князя Андрея на плотине в Богучарове (том 2, часть 2, глава 12) и сцену признания князя Андрея Пьеру в любви к Наташе Ростовой (том 2, часть 3, глава 22) и сформулировать вывод.)

5. Дискуссия на тему «Можно ли говорить о духовных исканиях Наташи и Николая Ростовых?».

(Ученики могут высказать противоположные мнения. Задача учителя — показать, что Толстой ценит в своих героях не только силу мысли, рефлексии, сознательный поиск идеала, но и подсознательное накопление нравственного опыта, смутную, но могучую душевную работу, как в Наташе и Николае.)

    6. Выполнение классом заданий:

1) покажите, опираясь на текст, как меняется Наташа после встречи с раненым князем Андреем и после его смерти;

2) докажите, что история дружбы с Долоховым и проигрыша привела к новому этапу в жизни Николая Ростова;

3) расскажите о внутренней борьбе Николая Ростова после его знакомства с княжной Марьей Болконской.

7. Заключительное слово учителя (подведение итогов семинара, оценка работы учеников). Ученикам предлагается оформить материалы урока в виде плана-конспекта сочинения, выбрав одного из героев.

    Домашнее задание

1. Изложите тезисно рассуждения автора о причинах исторических событий (том 3, часть 1, глава 1).

2. Перескажите близко к тексту фрагмент «Выздоровление Наташи» (том 3, часть 1, глава 17).

    Для индивидуальной работы

1. Подготовьте рассказ о нравственных исканиях княжны Марьи Болконской.

2. Сжато перескажите эпизод «Бунт крестьян в Богучарове», объясните его роль в романе.