Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014

Поиски путей сближения с народом в общественной жизни России в 70 - 80-х годах XIX века. Идеал народности в литературе
Урок 75. Война 1812 года в судьбах героев романа. Изображение Л. Н. Толстым народного характера войны - Л. Н. Толстой

Материалы к уроку. Л. Н. Толстой. «Война и мир» (том 3, том 4). Учебник. Статья «„Война и мир“ как роман-эпопея».

Планируемые результаты образования

    Личностные: формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою страну, прошлое и настоящее многонационального народа России, создателя великой литературы, носителя высоких духовных идеалов.

    Метапредметные: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность.

    Предметные: владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве личностного эмоционального восприятия и интеллектуального понимания.

    Задачи урока:

    • продолжить осмысление художественного метода Толстого, выявить единство частного и исторического в романе «Война и мир»;

    • раскрыть средства, при помощи которых автор показывает народный характер войны 1812 года.

Начать урок можно с вопроса: с каким духовным багажом подошли к 1812 году герои романа? Отвечая на этот вопрос, ученики должны будут на новом уровне использовать знания, полученные на предыдущем уроке. Это позволит сделать обобщение: к началу наполеоновского нашествия любимые герои Толстого подходят с грузом разбитых надежд, разочарований, стыда и недовольства собой. Случайно ли это? Нравственный кризис каждого из героев тайно связан с позором, пережитым Россией в предшествующем десятилетии. (Подробнее эту связь можно выявить в работе над статьёй учебника.)

Каждому из любимых героев Толстого кажется, что жизнь его кончена. Но мы уже знаем, что в каждом из них таится огромный запас жизненных сил и способность к внутреннему движению. Так и происходит. После тяжкого нравственного недуга постепенно оправляется Наташа Ростова.

Прочитаем выразительно или выслушаем в пересказе, близком к тексту, фрагмент о говений и причащении Наташи.

    ♦ Что становится, по Толстому, источником возрождения героини?

    ♦ Как показывает автор, восстановление нравственного облика Наташи? Стала ли она прежней?

    ♦ Как изменяет Пьера открытая им в себе любовь к Наташе?

    ♦ Какие мотивы заставляют князя Андрея вступить на службу? Как меняются его намерения с развитием военных действий?

    ♦ Как показано Толстым влияние начала войны на настроения и чувства героев?

Ученики должны проследить за тем, как постепенно в жизни героев личные мысли и заботы отступают на второй план, заменяются более общими интересами: своим полком занят князь Андрей, организацией ополчения — Пьер, ожиданием известий из армии, хлопотами о Пете — семья Ростовых.

Толстой знает, что отношение к войне как к личному делу приходит к людям не сразу. Показательны в этом отношении сцены в обстреливаемом Смоленске. Поначалу люди даже не осознают грозящей им опасности, продолжают свою прежнюю жизнь. Но постепенно в них рождается сознание общей беды, и ненависть к врагам объединяет купца, поджигающего своё добро, и князя Андрея, который, вопреки приказу командующего, этому не препятствует.

Одному из учеников можно предложить пересказать и проанализировать эпизод бунта в Богучарове. При необходимости учитель поможет раскрыть значение этого фрагмента. (Толстой раскрывает силу «центробежных» стремлений в народной жизни. Что мешает крестьянам понять горе княжны Марьи? Почему для богучаровских крестьян беда Смоленска «чужая»? Эгоистические интересы ослепляют их. Война становится народной, когда она касается каждого.)

    ♦ Где находит Толстой единство людей, преодоление личного в стремлении к общей цели? (Это главы, посвящённые Бородинскому сражению.)

    ♦ Раскройте, используя цитаты, впечатления Пьера накануне, во время и после Бородинского сражения.

    ♦ Объясните, почему Пьер оказался на поле боя. Что ищет он среди солдат? Какую роль играет сцена прощания с Долоховым? Как меняется герой после сражения?

    ♦ Прочитайте выразительно речь князя Андрея накануне битвы. Какие мысли Болконского разделяет автор? В каких ближайших эпизодах это раскрывается? Выпишите главную мысль этого монолога.

Так мы постепенно приходим к выводу, что народный характер войны раскрывается автором не только в его отступлениях, но прежде всего в поступках героев.

    ♦ Приведите ещё примеры поступков людей, продиктованных «скрытой теплотой патриотизма».

Ребята вспомнят возмущение княжны Марьи советом м-ль Бурьенн остаться в Богучарове под властью французов, решение Ростовых пустить в дом раненых и предоставить им подводы, желание Пьера остаться в Москве и убить Бонапарта.

    ♦ Какие проявления ложного патриотизма высмеивает и осуждает Толстой?

Писатель с насмешкой показывает фальшивые потуги светских людей изобразить патриотов: запрет на французский язык, отказ от посещения спектаклей французской труппы и т. д. Возмущение Толстого вызывают «патриотические» зверства, такие, как расправа над Верещагиным. Автор учит нас отличать истинный патриотизм от мнимого, видеть разницу между народом и толпой.

Народной, по Толстому, война становится не только потому, что в неё вступает народ, т. е. мирное население, но потому, что каждый вступивший в войну ощущает себя частью единого народа, разделяет со всеми чувство национального оскорбления и ненависти к врагу.

Толстой поднимает важнейшую философскую проблему: отменяет ли война нравственные ценности милосердия, сострадания, человечности? Оправдана ли жестокость по отношению к врагам, оскорбившим твою Родину? Обратимся к части 3 тома 4, где изображается партизанская война. В первых главах автор даёт свою оценку этому явлению. (Ученики выберут и прочитают главные суждения писателя.) Мы видим, что Толстой признаёт естественными и целесообразными действия партизан. Они отвечают духу и смыслу народной войны.

Но в последующих главах Толстой заставляет нас оценивать поступки людей, которым партизанская война предоставила максимальную свободу действий. Проведём беседу по следующим вопросам:

    ♦ Каков смысл военной операции, задуманной Денисовым и Долоховым?

    ♦ Почему командиры партизанских отрядов не хотят присоединяться к крупным частям?

    ♦ В чём смысл спора между Долоховым и Денисовым о пленных? На чьей стороне автор?

    ♦ Почему свидетелем спора и дальнейших действий Долохова и Денисова Толстой делает Петю Ростова?

Ученики должны увидеть, что партизанская война даёт свободу действий тем, кто не любит и не умеет подчиняться. Это качество объединяет Денисова и Долохова. Но на фоне войны ещё ярче выступают различия между ними. Денисов, хоть и отрастил бороду, сохраняет понятия о чести, свойственные дворянину и офицеру, он не может убивать безоружных, даже зная, что брать пленных неразумно. Долохов, подчёркнуто подтянутый и чисто выбритый, гораздо ближе к Тихону Щербатому. Он так же готов убивать французов, не считаясь ни с какими «рыцарскими» правилами.

Можно предложить ребятам сравнить рассуждения Долохова с мыслями князя Андрея накануне Бородина. Выражения их одни и те же, но одинаковы ли их мотивы? Можно ли представить себе, что князь Андрей поступает, как Долохов?

Детский взгляд Пети Ростова создаёт освещение этих сцен. Петя не анализирует действия старших, он восторгается холодным бесстрашием Долохова, но чистота нравственного чувства заставляет его испытывать неловкость рядом с Тихоном Щербатым, с симпатией относиться к пленному французскому барабанщику. Юность и доброта Пети выступают тем нравственным мерилом, которое заставляет читателя помнить о высших, абсолютных ценностях, а не только о целях народной войны. Война всё-таки «самое гадкое дело в жизни», даже если она народная. Толстой не позволяет читателю забывать об этом. Сцена гибели Пети — страшное напоминание о сущности любой войны. (Ученики, как правило, знакомы с этим фрагментом романа с 5 — 6 классов, важно, чтобы они заново осмыслили его в контексте всего романа.) Обратим внимание ребят на отношение Денисова и Долохова к гибели Пети. Для Денисова она становится страшным потрясением, Долохов находит в ней новое оправдание своей жестокости.

Показывая ужас войны, Толстой в то же время раскрывает её бессилие остановить общий ход жизни. Во время войны люди продолжают встречать и терять друг друга, любить, совершать и исправлять ошибки. Предложим ученикам кратко передать основные события, подтверждающие это (новое Сближение Наташи с князем Андреем и его смерть, знакомство Николая Ростова с княжной Марьей и любовь к ней). Как в этих эпизодах раскрывается автором духовный рост героев?

Закончить урок можно кратким выводом о том, какую роль сыграла война 1812 года в судьбах героев, их нравственном становлении.

    Домашнее задание

1. Составьте подробный план сочинения на тему «Война 1812 года в изображении Л. Н. Толстого».

2. Составьте план рассказа о Платоне Каратаеве. Отметьте в тексте цитаты, которые можно включить в него.

    3*. Подготовьте сообщение о взглядах Л. Н. Толстого на историю.