Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014
Поиски путей сближения с народом в общественной жизни России в 70 - 80-х годах XIX века. Идеал народности в литературе
Урок 76. Наполеон и Кутузов. Взгляд Л. Н. Толстого на роль личности в истории - Л. Н. Толстой
Материалы к уроку. Л. Н. Толстой. «Война и мир» (том 1, часть 2, главы 1 — 3, 13 — 21; часть 3, главы 8 — 12, 14 — 19; том 2, часть 2, главы 6, 15 — 21; том 3, часть 1, главы 1 — 7, 9 — 15, 21 — 23; часть 2, главы 1, 6, 7, 15 — 35; часть 3, главы 1 — 5, 19 — 23, 26; том 4, часть 2, главы 1 — 10, 15 — 19; часть 3, главы 1 — 2, 16 — 19; часть 4, главы 4 — 11. Эпилог, часть 2. Учебник. Статья «„Народ“ и „толпа“», «Наполеон и Кутузов».
Планируемые результаты образования
Личностные: формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества в процессе этико-эстетического освоения нравственных основ художественной словесности XIX века, участия в дискуссиях по нравственной и философской проблематике литературных произведений.
Метапредметные: владение языковыми средствами — умением ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
Предметные: владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой литературы; Сформирование представлений об индивидуальном авторском стиле на примере Л. Н. Толстого.
Задачи урока:
• раскрыть основные положения философии истории Л. Н. Толстого;
• показать, как образы Наполеона и Кутузова связаны с философской концепцией автора.
Историко-философские рассуждения автора рассыпаны по многим главам «Войны и мира», поэтому рационально дать одному или нескольким ученикам предварительное задание выбрать в тексте или сформулировать самостоятельно основные тезисы концепции Толстого, сверить свои наблюдения со статьёй учебника. В помощь ученикам можно предоставить план-вопросник:
1. В чём видит Толстой истинную причину исторических событий? Какие признанные другими историками причины он считает ложными?
2. Какую роль в исторических событиях отводит писатель обыкновенным людям?
3. Как оценивает Толстой значение «великих людей» в истории? Результаты своей работы ученики предложат классу в начале урока, после дополнений и уточнений учителя и других ребят тезисы запишут все учащиеся.
Наибольшую трудность для учеников представляет не усвоение теоретических формулировок Толстого (они многократно повторяются автором, о них чётко сказано и в учебнике), а постижение связи между этими общими положениями и художественными образами романа. К сожалению, для большинства читателей рассуждения автора «Войны и мира» так и остаются своеобразным довеском к романному повествованию. Учитель должен добиться того, чтобы школьники увидели, как философская мысль писателя пропитывает всю художественную ткань романа-эпопеи, лишь сгущаясь в авторских рассуждениях.
Для этого на центральном этапе урока сосредоточим внимание именно на истории героев Толстого. Отталкиваясь от выводов предыдущего урока (о влиянии истории на судьбы героев), проследим теперь, как герои повлияли на ход истории. К таким размышлениям постоянно подталкивает нас Толстой (например, в главе 4 части 1 тома 4, рассказывая о военной службе Николая Ростова и его поездке в Воронеж). Предложим ученикам доказать парадоксальное суждение Толстого: «Только одна бессознательная деятельность приносит плоды, и человек, играющий роль в историческом событии, никогда не понимает его значения. Ежели он пытается понять его, он поражается бесплодностью». Для этого нужно привести примеры поступков героев романа, полезных и бесполезных для победы над Наполеоном.
Ученики могут назвать следующие факты: Ростовы уезжают из Москвы; княжна Марья из Богучарова, заботясь о своей жизни; князь Андрей едет в армию, чтобы отыскать Анатоля; Денисов возглавляет группу партизан, чтобы проявить свои способности и быть подальше от начальства; Николай подавляет бунт в Богучарове, только чтобы помочь княжне Марье, и т. д. Но все эти действия способствуют победе России, так как подобные поступки совершаются множеством людей. С другой стороны, попытки Пьера спасти человечество от Бонапарта выливаются в нелепую возню с цифрами, не приводят ни к какому результату. Самыми бесполезными людьми на войне оказываются военачальники и государи (ученики сумеют доказать это на примерах Шенграбена, Аустерлица, Бородина). Ярким подтверждением мысли Толстого может стать разбор сцены «Пьер на батарее Раевского»: пока Пьер пытается уловить общий ход сражения, осматривает позиции и т. д., он всем мешает или просто остаётся бесполезным. Но вот атакующий француз пытается убить его. Пьер инстинктивно защищается, думая только о своей жизни, и приносит видимую пользу, заставляет врага отступить. Лишь очень редко, в особые минуты люди осознают, чувствуют, что какой-то их личный мотив — один среди многих других — является таким же личным мотивом для множества людей, объединяет всех в одно целое (так происходит с участниками Бородинской битвы). Именно в такие минуты «рой» становится, по Толстому, «народом». Так мы поможем школьникам осмыслить теорию Толстого о совокупности всех частных человеческих воль как движущей силе истории.
Для обсуждения можно предложить вопросы: почему люди не замечают, как правило, своего влияния на исторический процесс? Какие особые обстоятельства помогают им увидеть свою роль в истории? Какие примеры из недавнего прошлого нашей страны и истории собственной семьи вы могли бы привести в доказательство связи между частным и историческим бытием? (Это поможет ребятам увидеть глубину философии Толстого, возможность приложения её к событиям не только далёкого прошлого, но и современности.)
Для осмысления последнего пункта философии Толстого, его взгляда на «великих людей» сопоставим образы Наполеона и Кутузова в романе.
♦ Что в поведении Кутузова поражает князя Андрея в годы первых Наполеоновских войн? Как это связано с представлениями Болконского о героях, вершителях истории?
♦ Как показывает автор, заботу Кутузова о простых солдатах, его понимание их нужд, интересов, чувств? (Сцены для ответа ученики выберут сами или по рекомендации учителя.)
♦ Как объясняет князь Андрей необходимость назначения Кутузова главнокомандующим в 1812 году? Что, по его мнению, отличает Кутузова от добросовестного «немца» Барклая де Толли?
♦ Как объясняется автором и событиями романа видимая бездеятельность Кутузова на военных советах и во время сражений? Что, по мысли Толстого, действительно важное делает Кутузов для армии в бою и на походе?
♦ За что любят Кутузова солдаты и почему с ним не ладят придворные круги, царь?
♦ В чём, по мысли Толстого, заключается величие Кутузова?
♦ Что в Наполеоне поразило князя Андрея при первой встрече с бывшим кумиром?
♦ Какое влияние оказывает присутствие Наполеона на большинство людей (и французов, и русских)? Для чего Толстой пересказывает в романе анекдоты о встречах Бонапарта с Репниным и Сухтеленом, казаком (лакеем Лаврушкой) и т. п.?
♦ Как оценивает автор «военный гений» Наполеона вообще и его действия в русском походе в частности?
♦ Какие главные мотивы, чувства в поведении Наполеона выявляет Толстой? (Покажите на примере конкретных эпизодов.) Кто из героев романа похож по своим чувствам, поступкам на французского императора?
♦ В чём, по мысли Толстого, заключается ничтожность Наполеона как исторического деятеля?
Так постепенно ученики придут к пониманию различий между мнимым героем, который, по Толстому, является только ярлыком исторического события, и истинно великим человеком, величие которого в отказе от всего личного и усвоении народного духа, в доброте и чувстве истины.
В конце урока можно подчеркнуть национальный характер толстовской философии истории, опираясь при этом на материал учебника.
Домашнее задание
1. Подготовьте, опираясь на учебник, сообщение «Народный полководец Кутузов в романе „Война и мир“».
2*. Покажите, какие художественные средства использует Толстой для изображения Наполеона / Кутузова.
Для индивидуальной работы
1. Подготовьте пересказ-извлечение на тему «Наполеон на страницах романа „Война и мир“».
2*. Сопоставьте образ Наполеона в романе Толстого и в русской поэзии начала XIX века (А. С. Пушкин. «Герой», М. Ю. Лермонтов. «Ночной смотр» и др.).
3*. Подготовьте доклады:
«Бородино» М. Ю. Лермонтова и «Капитанская дочка» А. С. Пушкина как художественные ориентиры Л. Н. Толстого в романе «Война и мир». Исторические анекдоты в романе «Война и мир»
Сны и их роль в романе «Война и мир».