Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014

Поиски путей сближения с народом в общественной жизни России в 70 - 80-х годах XIX века. Идеал народности в литературе
Урок 77. Народность в понимании Л. Н. Толстого. Пьер Безухов и Платон Каратаев - Л. Н. Толстой

Материалы к уроку. Л. Н. Толстой. «Война и мир» (том 1, часть 1, глава 27; том 2, часть 4; том 4, часть 1, главы 12 — 13, часть 2, главы 11 — 19). Учебник. Статьи «Народ и толпа», «Наполеон и Кутузов», «Жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова».

Планируемые результаты образования

    Личностные: формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.

    Метапредметные: владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

    Предметные: способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях.

Задачи урока:

    • показать ученикам, в чём видит Толстой истоки и проявления народного духа;

    • раскрыть значение образа Платона Каратаева в романе.

Данный урок по теме тесно связан с предшествующим. Народный характер войны 1812 года узнавался автором по тому единому общему для всех чувству, по высоте народного духа, которые вели всех русских: мирных жителей, солдат, партизан, офицеров — к победе над врагом. Поставим перед учениками вопросы: откуда возникает в годы бедствия, это общее народное чувство? Показал ли Толстой его истоки и проявления в мирной жизни людей?

Ответом послужит анализ сцен охоты и русской пляски Наташи (том 3, часть 4, главы 3 — 7).

♦ Какие чувства владеют всеми участниками охоты?

    ♦ Как во время охоты меняются привычные социальные отношения?

    ♦ Какие качества человека имеют цену, а какие оказываются совершенно ненужными на охоте?

    ♦ Какие стороны русской жизни раскрывает Толстой сценой в доме дядюшки?

    ♦ Почему, вспоминая о князе Андрее, Наташа боится, что он не одобрил бы её пляску?

♦ С какими сценами романа перекликаются эти эпизоды?

Ученики должны почувствовать, что в этих сценах автор показывает идеал той полной и радостной жизни, в которой нет ничего искусственного. Именно эта глубинная Россия, в которой почти стирается грань между барином и мужиком, хранит сокровища народной души. Здесь стирается всё внешнее, поверхностное, фальшивое, что кажется важным в Петербурге. Толстой показывает, как во время охоты примиряются давние враги и крепостной становится на равную ногу с дворянином, потому что все на равных заняты общим и важным для всех делом. Пляска Наташи и дальнейшие сцены святочных гуляний убеждают нас в том, что русский мир хранит свою силу и красоту, что он целостен и гармоничен. Ростовы ближе других героев романа стоят к простым людям и природе. Чувствовать себя единым целым со всем миром, впитывать и растить в себе национальные, народные начала им дано в наибольшей мере. В этом, по Толстому, источник их душевного богатства, источник таланта и обаяния Наташи.

Другим героям «Войны и мира» чувство единства с народным целым даётся гораздо труднее. Вспомним сцену приезда князя Андрея в Богучарово из сожжённого Смоленска, его речи перед Бородинской битвой.

    ♦ В чём проявляется его общность с народной жизнью и что отделяет героя от неё?

Для Пьера Безухова проводником в общенародную жизнь становится Платон Каратаев.

    ♦ В чём суть его философии? Как эта философия проявляется в словах, внешности, поступках героя? Почему Толстой так строит речь Каратаева, что она наполовину состоит из пословиц?

    ♦ Что пережил Пьер до встречи с Платоном Каратаевым? Почему слова и пример простого солдатика помогли ему восстановить веру в жизнь?

(Важно при анализе помочь ученикам осознать, что Каратаев у Толстого не какой-то выдающийся мыслитель в народной среде, а воплощение самой сердечной сущности этой среды. Он носитель вековой народной мудрости, и Толстой показывает, что эта мудрость светла и жизнерадостна. Болезнь и смерть Платона не меняют смысла тех истин, которые он утверждал. Но Пьера всё-таки горестно тревожит контраст между общим законом гармонии и осмысленности мира и частным фактом гибели человека, поэтому он избегает Платона Каратаева в его последние дни.)

Прикосновение к народному миру через лишения и горе (босые израненные ноги Пьера — символ его укоренения в родной почве), через речи Платона Каратаева дают ему силу, свободу, душевное здоровье и твёрдость воли, которых не было раньше.

Проявления народности, по Толстому, многообразны. Бесшабашная удаль Денисова, религиозность княжны Марьи, хлебосольство и бескорыстие графа Ильи Ростова, прямодушие Ахросимовой одинаково народны. Заметим, что писатель любит подмечать общие национальные начала в их индивидуальном проявлении. Массовость для него не синоним народности. Толстой учит читателя отличать народ от толпы. Вспомним сцену с царскими бисквитами или эпизод расправы с Верещагиным. Здесь нет народа и нет подлинной народности, только слепые инстинкты человеческой массы. Враждебные народному духу начала могут проявляться и в поступках аристократов (переход в католичество графини Безуховой), и в действиях простолюдинов (лакейство Лаврушки перед Наполеоном).

В заключение можно предложить ученикам сформулировать вывод: в чём особенность понимания народности у Толстого (в сравнении, например, с Некрасовым и Достоевским)?

    Домашнее задание

1. Подготовьте сообщение на тему «Народная правда Платона Каратаева».

2. Подготовьте пересказ-извлечение на тему «История любви Николая Ростова и княжны Марьи».

3*. Сопоставьте рассказ о преобразованиях Пьера в киевских имениях (том 2, часть 2, главы 10 — 12) и описание хозяйственной деятельности Николая Ростова в Лысых Горах (эпилог, часть 1, главы 8 — 9). Для индивидуальной работы

1. Самостоятельно проанализируйте сон Николеньки Болконского в эпилоге романа, определите его значение в произведении.

2. Подготовьте выразительное чтение по ролям сцены спора Николая Ростова и Денисова с Пьером из эпилога романа.

    3. Отметьте в эпилоге фрагменты, характеризующие Наташу.