Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014
Поиски путей сближения с народом в общественной жизни России в 70 - 80-х годах XIX века. Идеал народности в литературе
Урок 78. Финал произведения. Смысл названия романа-эпопеи Война и мир - Л. Н. Толстой
Материалы к уроку. Л. Н- Толстой. «Война и мир». Эпилог. Учебник. Статья «Эпилог „Войны и мира“».
Планируемые результаты образования
Личностные: формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена российского общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; воспитание нравственного сознания и поведения на основе чтения и эмоционально-интеллектуального освоения художественных произведений, в которых воплощены данные ценности.
Метапредметные: владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные: владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве личностного эмоционального восприятия и интеллектуального понимания.
Задачи урока:
• проанализировать финал «Войны и мира», раскрыть полемический смысл эпилога;
• раскрыть смысл названия романа;
• обобщить сведения об особенностях художественной манеры Толстого.
На протяжении романа герои Толстого проходят большой жизненный путь, участвуя в жизни своей страны, вырабатывая внутри себя взгляды, идеалы, представления о мире. Эпилог романа как будто подведение итогов, долгая остановка после трудной дороги. Так ли это у Толстого?
Начать работу можно с кратких сообщений о том, как с 1812 по 1819 год (время последних сцен романа) складывалась и устраивалась семейная жизнь главных героев. Затем обратим внимание ребят на несколько важных смысловых моментов:
♦ Как в семейной жизни Николая и Марьи Ростовых, Пьера и Наташи Безуховых проявляются «ростовские» и «болконские» черты?
♦ Как удалось Николаю Ростову, теперешнему владельцу Лысых Гор, сделаться настоящим хозяином? За что уважают его мужики?
♦ Почему Толстой собирает своих героев именно в имении Болконских?
♦ Какие сценки в эпилоге и суждения автора раскрывают взгляды Толстого на смысл и сущность семейных отношений?
Обратим внимание ребят на то, что в семейной жизни индивидуальность каждого из героев Толстого не стирается, а расцветает ярче, обогащаясь новыми оттенками, совершенствуясь рядом с чужой индивидуальностью. Так, высокая духовность княжны Марьи, её ум не исчезают в новом положении жены и матери, но направляются с ещё большей силой на устроение семьи. Решительность и пылкость Николая уравновешиваются под влиянием жены самообладанием и проявляются более осмысленно. Эмоциональность и душевность Наташи кажутся особенно ценными рядом с интеллектуальными усилиями Пьера, его постоянной духовной работой. Чем богаче и своеобразнее личность одного человека, тем больше источников любви находит в ней другой человек. Так Толстой развивает свою мысль семейную, показывая, что гармоничное существование личности возможно только в условиях мира (семейного). Этот мир подвижен и неспокоен, но в нём царят начала любви и общность в понимании главных ценностей жизни. Можно предложить ученикам вспомнить эпизоды романа, в которых возникало такое состояние человеческой общности, затем сделать вывод о том, какой смысл вкладывает Толстой в слово мир. Свои выводы ученики могут сверить с трактовкой учебника.
Мысль семейная в романе-эпопее неотделима от мысли народной. Предложим ученикам поразмышлять, в чём выражаются народные начала жизни Ростовых и Безуховых. (Здесь можно ещё раз подчеркнуть особенность позиции Толстого: народность состоит не в том, чтобы как-то специально заботиться о народе или подражать ему, а в том, чтобы строить жизнь на общих со всем народом основаниях.) Народность не только в рачительном хозяйствовании Николая, кормлении грудью Наташей своих детей, но и в терпеливом отношении всех к старой графине, в смирении княжной Марьей неприязни к Соне, в подчинении Пьера интересам семьи.
Как проявляется в эпилоге единство частного и исторического? Казалось бы, автор посвящает эпилог исключительно семейным отношениям Ростовых и Безуховых, историческая тема как будто исчезает из повествования. Но конечно, десятиклассники заметят, что это не так.
Не случайно автор начинает эпилог очередным рассуждением о силах, действующих в истории. «Как солнце и каждый атом эфира есть шар, законченный в самом себе и вместе с тем только атом недоступного человеку по огромности целого, — так и каждая личность носит в самой себе свои цели и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным человеку целям общим». Снова Толстой повторяет свою любимую мысль об участии каждого человека своей частной судьбой в общем ходе истории. Предчувствие новых исторических потрясений пронизывает последние главы эпилога. Прочитаем вслух сцену спора Пьера с Николаем и Денисовым.
На чьей стороне автор? Увидеть это невозможно, так как Толстой не стремится показать правоту одного героя и неправоту другого. Его цель — наметить новые противоречия в жизни государства и общества, которые не привели пока, но неизбежно приведут к потрясениям и катастрофам в частной жизни многих людей. Почему деятельность Пьера не одобрил бы Платон Каратаев? В ней, как и в твёрдости Николая Ростова, — зародыши новой войны: вражды и разлада, неприемлемых для «круглого» Платона. Можно ли сказать, что Толстой является противником любой войны (в том широком значении, которое мы выявили на уроке)? Нет, писатель видит в ней неизбежный и необходимый источник движения, неизбежную фазу всякого процесса, в том числе и процесса нравственного. От устойчивого миросозерцания, через недовольство и вражду с самим собой человек идёт к новому, более глубокому пониманию жизни. Так происходит с Пьером. Почему он не успокоился на каратаевской «круглоте»? (Школьники найдут ответ в той же сцене спора: Пьера слишком тревожат частные неустройства и безобразия, он хочет принимать деятельное участие в жизни общества, просыпается в нём и тайное тщеславие, довольство своим влиянием на других.) Толстой подмечает, как зёрна будущих войн прорастают в душе чуткого ребёнка — Николеньки Болконского. Но и семена будущего мира — гармонии и любви растут в душах детей. (Ученики заметят сходство маленькой Наташи Ростовой с главной героиней романа.)
Подведём итог. Почему Толстой отказался от названия «Всё хорошо, что хорошо кончается» и какой смысл вложил он в заглавие «Война и мир»? (Ответ школьники могут найти в статье учебника или попытаться сформулировать самостоятельно. Главное, чтобы они увидели, что вместо мысли об остановке, пусть даже счастливой, в заглавии воплотилась мысль о бесконечном движении истории, вселенной, человеческого духа.)
Домашнее задание
Подготовиться к классному сочинению по одной из предложенных тем:
1. Портретные характеристики героев в романе «Война и мир».
2. Антитеза как важнейший композиционный приём в романе «Война и мир».
3. «Детское» в героях Л. Н. Толстого.
4. Наполеон и «маленькие наполеоны» в эпопее Толстого.
5. Кутузов в восприятии князя Андрея Болконского.
См. также темы сочинений в учебнике.