Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014
Поиски путей сближения с народом в общественной жизни России в 70 - 80-х годах XIX века. Идеал народности в литературе
Урок 79. Образы героев Л. Н. Толстого в интерпретации художников, музыкантов, кинематографистов - Л. Н. Толстой
Материалы к уроку. Л. Н. Толстой. «Война и мир». Д. Шмаринов. Иллюстрации к роману «Война и мир». С. Прокофьев. Опера «Война и мир». Фрагменты. Художественный фильм «Война и мир». Режиссёр С. Бондарчук (Мосфильм, 1965 — 1967) и др.
Планируемые результаты образования
Личностные: формирование эстетического отношения к миру посредством приобщения к сфере словесного искусства и привлечения других видов искусства на уроках литературы, воспитания хорошего вкуса, сознательного отношения к литературе, умения отличать высокие образцы искусства от произведений массовой культуры; подготовка к осознанному выбору будущей профессии и создание возможностей реализации собственных жизненных планов при помощи накопления опыта деятельности в гуманитарной области.
Метапредметные: готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач.
Предметные: осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве личностного эмоционального восприятия и интеллектуального понимания; умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка).
Задачи урока:
• раскрыть значение образов Л. Н. Толстого для русского искусства;
• вызвать интерес к музыкальным, живописным, графическим, кинематографическим произведениям, созданным на основе произведений русской литературы.
На уроках литературы мы регулярно обращаемся к иллюстрациям художников, упоминаем произведения других видов искусства, созданные на сюжеты русских писателей. Но необходимо хотя бы 1 — 2 урока в течение года посвятить собственно вопросу взаимодействия различных видов искусства. Роман «Война и мир» даёт для этого прекрасную возможность.
Очевидно, урок будет состоять из нескольких учебных ситуаций, в зависимости от того, каким произведениям учитель сочтёт возможным уделить внимание.
Работа над циклом иллюстраций Д. А. Шмаринова, созданным в 1953 — 1976 годах, может строиться вокруг следующих вопросов:
♦ Какие рисунки больше всего запомнились, произвели самое сильное впечатление? Почему?
♦ Какие эпизоды привлекают внимание иллюстратора? Почему?
♦ Как выбранные художником техника и манера рисунка сочетаются с языком и стилем повествования?
На 2 — 3 иллюстрациях можно остановиться подробнее, обратив внимание учеников на умение художника передать настроение сцены, создать ощущение движения, радости, например, в изображении семейства Ростовых.
Подчеркнём также, что реализм романа определяет и реалистический характер рисунков: художник стремится к достоверному изображению исторических событий, к точности деталей.
В дополнение можно обратиться к отдельным рисункам из серии иллюстраций М. Башилова, которые были созданы при жизни Л. Н. Толстого (1866) и оценены самим писателем. Например, к портрету Пьера Безухова Толстой дал комментарий: «Эта картинка так хороша в своём роде, как только может быть хорошо полное художественное произведение, т. е. что лучше быть не может».
Предложим ученикам подумать, чем вызвана такая оценка, а также сравнить образ Пьера у Башилова и Шмаринова.
Работы В. Серова (3 — 4 иллюстрации) может представить один из учеников, раскрыв их особенности и своеобразие подхода художника к произведению Л. Н. Толстого.
В индивидуальных сообщениях могут проявить себя и ученики, увлекающиеся классической музыкой. Рассказ о создании С. П. Прокофьевым оперы по мотивам романа Толстого дополнит прослушивание знаменитого вальса из сцены первого бала Наташи Ростовой. Учитель поможет десятиклассникам осознать, что музыкальная интерпретация литературного образа обладает особой природой. Музыка Прокофьева не копирует стилистику бальных танцев первого десятилетия XIX века, а рисует эмоциональное состояние героев, при этом композитор пользуется современным ему музыкальным языком, лишь отдельными элементами стилизации напоминая об изображаемой эпохе.
В обсуждение кинематографической интерпретации романа-эпопеи могут включиться все учащиеся. Важно, чтобы дискуссия о фильме не превратилась в перечень голословных эмоциональных суждений, а строилась как обмен взвешенными, аргументированными высказываниями.
Для этого ученикам можно предложить памятку-вопросник, с которой они должны будут работать ещё до урока — при предварительном просмотре фильма или его эпизодов — и с которой будут сверяться во время обсуждения.
♦ Какие эпизоды романа вошли, а какие не вошли в экранизацию? Как вы думаете, почему?
♦ Как вы понимаете общий замысел режиссёра? В чём проявилось его понимание идей Л. Н. Толстого?
♦ Какие мысли писателя оказались особенно близки создателям фильма? В чём это выражается?
♦ Кто из актёров, на ваш взгляд, точно соответствует портретным характеристикам персонажей Л. Н. Толстого? (Докажите это цитатами.)
♦ Удалось ли актёру передать характер героя (героини)? В чём вы видите мастерство исполнения или недостатки актёрской работы?
♦ Почему, несмотря на изобразительные возможности кино, авторы фильма иногда сохраняют «закадровый текст» книги? Уместен ли этот приём?
♦ Какие новые впечатления вы получили при просмотре фильма «Война и мир»? Помогла ли вам экранизация открыть что-то незамеченное в знакомом литературном произведении? Подвести итог обсуждения поможет вопрос: почему талантливое произведение литературы вызывает отклик у художников, музыкантов, кинематографистов?
Домашнее задание
1. Проанализируйте фрагмент фильма «Война и мир» (по выбору).
2*. Составьте аннотированный перечень российских и советских художественных фильмов, поставленных по произведениям Л. Н. Толстого.