Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014
Поиски путей сближения с народом в общественной жизни России в 70 - 80-х годах XIX века. Идеал народности в литературе
Урок 80 - 82. Классное сочинение по роману Л. Н. Толстого Война и мир - Л. Н. Толстой
Планируемые результаты образования
Личностные: формирование готовности и способности к самостоятельной творческой и ответственной деятельности, обогащение опыта сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность, использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; владение языковыми средствами — умением ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
Предметные: свободное использование словарного запаса; формирование умений написания текстов по различным темам на русском языке, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающихся; формирование навыков различных видов анализа литературных произведений; формирование понятий о нормах русского, родного (нерусского) литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой литературы; формирование представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; формирование умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях; владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве личностного эмоционального восприятия и интеллектуального понимания.
Язык литературы
По учебнику русского языка повторите основные виды переработки текста: план, тезисы, выписки, конспект, тематический конспект, реферат (с. 192 — 203).
Сделайте выборочный тематический конспект книги «Роман Л. Н. Толстого „Война и мир“ в русской критике».
Подробно проработайте статью Н. Г. Чернышевского. «Детство и отрочество. Сочинение графа Л. Н. Толстого. СПб. 1856», «Военные рассказы графа Л. Н. Толстого. СПб. 1856», используя выписки.
Покажите, какую роль в данном литературно-критическом сочинении играют риторические вопросы, сопоставление метода Толстого и других русских писателей, образные сравнения, слова и выражения с оценочным значением, цитирование.
Статья Чернышевского появилась в 1856 году. Как вы считаете, подтвердилось ли в дальнейшем высказанное в ней суждение критика: «Эти две черты — глубокое знание тайных движений психической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающие теперь особенную физиономию произведениям графа Толстого, [всегда] останутся существенными чертами его таланта, какие бы новые стороны ни выказались в нём при дальнейшем его развитии».
См. также упражнения 104, 202, 242, 284, 285, 318, 526, 527.