Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014
Поиски путей сближения с народом в общественной жизни России в 70 - 80-х годах XIX века. Идеал народности в литературе
Урок 83. Самобытность таланта и особенность идейной позиции Н. С. Лескова - Н. С. Лесков
3 часа
Урок 83. Самобытность таланта и особенность идейной позиции Н. С. Лескова
Материалы к уроку. Н. С. Лесков. «Очарованный странник» (глава 1). Учебник. Раздел «Николай Семёнович Лесков». Статья «Художественный мир Лескова».
Планируемые результаты образования
Личностные: формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, воспитание чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.
Метапредметные: владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.
Предметные: владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве личностного эмоционального восприятия и интеллектуального понимания; *сформированность представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле (Н. С. Лескова).
Задачи урока:
• познакомить учеников с главными особенностями творческой манеры Лескова;
• показать место писателя в литературном процессе и идейном движении второй половины XIX века;
• продолжить обучение выявлению стилевых особенностей художественного текста.
Знакомство с личностью и творчеством Лескова целесообразно начать с характеристики его места в литературном процессе. Биографии писателя нельзя посвятить отдельный урок из-за недостатка времени, лучше вовлечь биографические сведения в процесс изучения творческой индивидуальности писателя.
Первую часть урока можно построить в форме краткого сообщения учителя или ученика, раскрывающего отличие идейно-политической и эстетической позиции Лескова от позиций главенствующих партий и литературных направлений. Придать проблемный характер сообщению поможет вопрос: можно ли сказать, что Лесков оторван от традиций русской литературы XIX века, стоит вне её основных устремлений?
Размышляя об этом, ученики могут опираться на материалы статьи учебника, хронику «Очарованный странник» и ранее изученные произведения («Левша», «Человек на часах» и др. в зависимости от программы). Ребята должны прийти к выводу, что при всём своеобразии взглядов Лескова его творчество роднит со всей русской литературой XIX века гуманизм, сочувствие страдающему, обездоленному человеку и поиск правды — жизненной и художественной. Лесков, как и Тургенев, Гончаров, Достоевский, — законный наследник «гоголевской школы». О его вере в преобразующую силу слова, в возможность средствами литературы выразить идеалы истины и добра говорят приведённые в учебнике цитаты. Только на основе этого понимания можно рассматривать особенности творческой манеры писателя:
• хроникальность;
• документальность;
• анекдотичность;
• повышенное внимание к необычайному, нетипичному, фантастическому; расширение рамок реалистического повествования, выход за рамки обыденного, «правдоподобного», среднестатистического;
• близость к жанровым особенностям сказки;
• сказовая организация повествования и связанные с ней особенности образной системы, языка и композиции.
Работу естественно построить как чтение, комментирование и конспектирование статьи учебника, раскрывающей своеобразие художественного мира Лескова. В зависимости от уровня подготовленности класса можно предоставить ученикам большую или меньшую степень самостоятельности в этой работе. Закрепить теоретические сведения помогут вопросы:
♦ Почему излюбленными жанрами Лескова являются очерк и сказ?
♦ *В чём отличие очерковой прозы Лескова от очерков петербургских литераторов (например, сборника «Физиология Петербурга», составлённого Н. А. Некрасовым)?
♦ Как сочетается сказочное и анекдотическое в сказе Лескова «Левша»?
(Обратим внимание ребят на то, что анекдот — историческое событие или просто занятный частный случай. Сказка же отражает вечные закономерности народного бытия. В сказе Лескова сливается анекдот (история о том, как туляки «аглицкую» блоху подковали) и распространённый сказочный мотив о превосходстве «простака» над премудрыми и учёными.)
♦ *Какие черты художественного мира Лескова «противоречат» друг другу и как достигается их синтез в творчестве писателя?
(Ученики могут обратить внимание на то, что документальность противоречит увлечению писателя необыкновенным, фантастическим. Но это поможет осознать, что для Лескова такое противоречие мнимое, так как в его представлении о жизни мистическое, иррациональное, сверхбытовое является органической частью бытия. В то же время Лесков, в отличие от романтиков, не заостряет противопоставление двух миров: реального и потустороннего, а утверждает их целостность, в полном согласии с религиозными традициями. (Эпизоды «сон владыки Филарета», «явление убитого монаха главному герою», «встреча Фляги - на с магнетизёром» в «Очарованном страннике».)
Способом закрепления теоретических знаний может стать также анализ первой главы хроники «Очарованный странник». Выявить названные выше особенности художественной манеры Лескова ученики сумеют, выполняя такие задания:
1. Сравните начальные страницы романа Тургенева «Отцы и дети» и «Очарованного странника» Н. С. Лескова. В чём проявляется различие повествовательных установок романа и хроники?
(В соответствии с условностью романа Тургенев «скрывает» место и время действия за «звёздочками». Зато героя сразу называет по имени и рассказывает его предысторию, как всеведущий и вездесущий автор. Лесков, напротив, точно называет место, описывает обстоятельства, при которых услышал историю Флягина. О своих спутниках на пароходе говорит только то, что может заметить со стороны наблюдательный человек, т. е. выступает как рассказчик, создавая впечатление документальности, невымышленности происходящего.)
Важно при этом пояснить ребятам, что документальность Лескова — один из видов художественной условности, за ней также скрывается вымысел, преображение действительности. (Попробуем, например, определить, сколько времени заняла бы на самом деле исповедь Ивана Флягина.)
2. Сопоставьте образы двух собеседников в начале рассказа: купца и философа. Как раскрыта индивидуальность каждого из них? Случайно ли автор выбирает именно таких героев?
Характер и мироощущение персонажа нарисованы у Лескова немногими яркими мазками, при этом меткость авторских определений дополняется речевой характеристикой: «человек, склонный к философским обобщениям и политической шутливости» выражается иронично и по-книжному («апатия населения», «скука гнетущей, скупой природы», «недостаток подлежащих сведений»), солидный и религиозный купец говорит иначе: грубовато и напористо, размеренно, с присловьем («из рясофора-то ещё можно и в солдаты лоб забрить», «солдат или вахтёр, или помазок — чей возок?», «так прах же тебя разберёт, кто же ты такой?»).
Речевая индивидуализация героев соответствует сказовой природе повествования и особенно ярко проявляется в изображении Флягина.
♦ Проследите соответствия между портретом главного героя и его речью (по 1-й главе).
Величавая сила богатыря-черноризца соответствует плавной неторопливости, спокойному достоинству его речи. Умение становиться неприметным, скромность подтверждаются смиренными оговорками: «Не знаю-с. Об этом надо спросить у кого-нибудь из начитанных... на мои слова в этом не полагайтесь...» Богатый жизненный опыт бывалого человека раскрывается не только в уверенной, смелой манере держаться, но и в разнообразии речевого строя (просторечие, книжные обороты, церковная лексика, жаргоны разных сословий и профессий и т. д.). Внешнее сходство с героями русского фольклора дополняется народно поэтическими выражениями, изобильно уснащающими его рассказ.
Образы спорящих жизненно конкретны и одновременно символичны. «Старое» — патриархальное, догматическое — сознание вступает в спор с новейшими интеллигентскими идеями. На этом фоне вырастает могучая фигура Ивана Флягина, не принадлежащая ни к какому лагерю. В его рассуждениях о самоубийцах глубинные народные верования предстают свободными от нормативной жёсткости (прямолинейности), более гуманными. С явлением Флягина автор перестаёт выделять реплики отдельных слушателей. Все вопросы герою задаются от какого- то безымянного пассажирского коллектива. Мир вокруг Флягина сам собой становится цельным, монолитным и таким остаётся до финала произведения.
♦ Объясните, какую роль играет в произведении история пьяницы- попика, «орудующего» самоубийцами.
(Лесков уже в первую главу хроники включает анекдотическую историю. Но именно этот анекдот позволяет найти иное разрешение обсуждаемой нравственной проблемы, противостоящее и догматической вере купца, и безверию, скрытому за ядовитой улыбкой философа. Анекдот вмещает в себя стихию народно поэтических представлений (картина адского шествия в вещем сне владыки Филарета), приближается к сказке, легенде.
Так на примере небольшого эпизода ученики увидят основные черты прозы Лескова. Сильному классу или нескольким ученикам можно предложить творческое задание по результатам этих наблюдений: ответить на вопрос, можно ли считать Н. С. Лескова писателем-реалистом.
Домашнее задание
1. По учебнику подготовьте рассказ о жизни Н. С. Лескова.
2. Выучите особенности художественной манеры Лескова. Приведите примеры особенностей прозы Лескова из прочитанных ранее произведений.
3. Выберите из текста произведения суждения главного героя о людях, с которыми ему приходилось сталкиваться в жизни.
Для индивидуальной работы
1. Подготовьте выразительное чтение эпизода: а) пляска Груши (глава 13); б) укрощение коня-«людоеда» (глава 1); в) татарская кобылица (глава 5).
2. На географической карте России отметьте маршрут скитаний Флягина.