Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014

Поиски путей сближения с народом в общественной жизни России в 70 - 80-х годах XIX века. Идеал народности в литературе
Урок 84. Пестрота русского мира в хронике Н. С. Лескова Очарованный странник - Н. С. Лесков

Материалы к уроку. Н. С. Лесков. «Очарованный странник». Учебник. Статья «Хроника „Очарованный странник“».

Планируемые результаты образования

    Личностные: формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества.

    Метапредметные: умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность.

    Предметные: владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве личностного эмоционального восприятия и интеллектуального понимания; формирование представлений о системе стилей языка художественной литературы.

Задачи урока:

    • показать разнообразие характеров и судеб в хронике Лескова;

    • раскрыть истоки глубокого знания народного мира в творчестве писателя.

На данном уроке в центре внимания — широта охвата действительности в творчестве Лескова. Повторив основные черты художественной манеры писателя, приведём учеников к мысли о том, что именно такой метод способствовал познанию русского мира во всём его многообразии.

Но и сам метод возник не случайно. Его формированию способствовала судьба писателя. Обращаясь к биографии Лескова, предложим ученикам проследить, какие обстоятельства помогали его глубокому и разностороннему знакомству с жизнью России. (Статьи учебника «Детство», «Юность», «Вхождение в литературу» предоставляют для такой работы достаточный материал.)

Ученики убедятся, что пестрота русской жизни была знакома писателю не понаслышке. Лесков, подобно своим героям, человек бывалый, «проездившийся» по родной стране, повидавший разные места и разных людей. Не случайно богатство жизненного опыта становится одним из критериев оценки человека в произведениях Лескова.

В «Очарованном страннике» мы встречаем героя, чья «обширная жизненность» вмещает такое множество событий, что это кажется невероятным. (Для убедительности можно попросить ребят перечислить профессии и должности героя, социальные статусы, в которых он побывал; назвать представителей сословий, социальных групп, с которыми он встречался; проследить по карте маршрут его странствия.) Однако важно показать ученикам, что Лескова интересуют не только внешние перипетии судьбы героя. Флягин не профессиональный путешественник, не коллекционер редких впечатлений. Его гонит по России не барская «охота к перемене мест», не жажда острых ощущений. Писатель стремится понять,

♦ каковы внутренние мотивы странствования Флягина;

♦ что приобретает герой в общении с пёстрым русским миром;

    ♦ как раскрывается в богатом житейском опыте душа русского человека.

На эти проблемы будет устремлено и внимание школьников в анализе хроники Лескова.

В оставшееся время урока можно обратиться к самому «экзотическому» эпизоду биографии Флягина: его жизни в татарском плену (главы 5 — 9). Здесь окраина русского мира. В степи перемешаны народы и религии. И в этой полуфантастической обстановке, в этой дикой сказке русский характер Ивана Северьяныча вырисовывается особенно отчётливо, а в лице Флягина характеризуется и весь русский мир в своих существеннейших чертах.

Предлагаем вопросы для беседы по данному фрагменту:

♦ Как, при каких обстоятельствах Флягин оказался в степи?

    ♦ Зачем он решил бороться «наперепор» с татарином? Винит ли он себя в смерти противника? Почему?

    ♦ Как оценивает Флягин обычаи татар, их образ жизни? Почему он без злобы вспоминает о том, как его «подщетинили»? В каком литературном произведении мы встречались с подобным отношением героя к чуждым нравам и традициям?

    ♦ Как относится Иван Северьяныч к своим татарским жёнам и детям? Почему?

    ♦ О чём тоскует Флягин в плену? Почему он не смог слиться с принявшим его кочевым народом?

♦ В чём своеобразие патриотизма Флягина?

Анализ даёт возможность увидеть, как русский мир открыт всем иным культурным мирам, как легко принимает русский человек правила, обычаи иного народа, как умеет проникаться его интересами, уважать его ценности, признавать достоинства. (Заметим, что при этом отношение Флягина к татарам не имеет ничего общего с идеалистическим обезличенным гуманизмом миссионеров.) Дружелюбие Флягина основано именно на понимании национального характера того народа, с которым его связала судьба. Он не осуждает их дикости и жестокости, не идеализирует их «детской простоты», принимая чужую культуру такой, как она есть, и в то же время точно понимая, как именно нужно взаимодействовать с её представителями. (Вспомним лермонтовского Максима Максимыча и его рассуждения о горцах.) Потому Флягину, в отличие от миссионеров, удаётся не только выжить в инородной среде, но и заслужить уважение татар и даже крестить своё племя.

Но эти эпизоды позволяют понять также и то, почему русский мир остаётся русским, сохраняет свою целостность. Приспособляемость Флягина к чужому быту не затрагивает сокровеннейших основ его личности. Православная вера и глубочайшая «нутряная» любовь к родной земле делают невыносимой жизнь вдали от неё. Не только чуждые обычаи, но и запахи, звуки, природа чужбины вселяют бездонную тоску в русское сердце Ивана Северьяныча. Выразительное чтение фрагмента 7-й главы поможет ученикам прочувствовать страстный патриотизм героя, проникнуться «святой скорбью его воспоминаний».

Так Лесков открывает в пестроте русского мира его внутреннее единство. Не зря он вновь подчёркивает единение слушателей, сопереживающих рассказчику. Любовь к России и православное мироощущение делают каждого русского человека, как бы он ни «опоганился» — грехами ли, заблуждениями, заёмными теориями, — кровной частью единого народного организма.

    Домашнее задание

1. Подготовьте сжатый пересказ истории цыганки Груши по главам 13 — 18.

2. Выпишите из статьи учебника «Хроника „Очарованный странник"» характеристику главного героя.

3. Подготовьте сжатый пересказ того эпизода из жизни Флягина, который вам кажется наиболее важным для понимания характера героя. Обоснуйте свой выбор.

    Для индивидуальной работы

1. Составьте пересказ-извлечение на тему «Лошади в жизни Ивана Флягина».

2. Подготовьте выразительное чтение фрагмента главы 13 от слов: «Так, милостивые государи, меня и обдало не знаю, чем...» до слов: «Тоже и эта хороша, но где против Груши!».

3. Прочитайте в учебнике сопоставление эпизода «Очарованного странника» с повестью Лермонтова «Бэла». Согласны ли вы с наблюдениями автора учебника? Попытайтесь дополнить или оспорить его суждения.