Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014
Поиски путей сближения с народом в общественной жизни России в 70 - 80-х годах XIX века. Идеал народности в литературе
Урок 85. Формирование типа русского праведника в трагических обстоятельствах жизни. Судьба Ивана Флягина - Н. С. Лесков
Материалы к уроку. Н. С. Лесков. «Очарованный странник». Учебник. Статья «Хроника „Очарованный странник"».
Планируемые результаты образования
Личностные: формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, создателя великой литературы, носителя высоких духовных идеалов.
Метапредметные: владение языковыми средствами — умением ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
Предметные: формирование умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях.
Задачи урока:
• раскрыть особенности понимания праведности в творчестве Лескова;
• помочь ученикам осмыслить судьбу Флягина как путь русского праведника.
Фабульное богатство хроники создаёт трудность в анализе. Все эпизоды кажутся интересными и важными, в каждом ярко и по-новому раскрывается личность главного героя. Однако последовательный разбор одного фрагмента за другим невозможен в рамках одного урока. Поэтому учителю заведомо придётся допустить некоторую неполноту в рассмотрении жизни Флягина и стихийность в ходе урока, близкую художественной природе «Очарованного странника».
Можно организовать урок как выбор эпизода, наиболее важного, по мнению ребят, для характеристики героя. Ясно, что на эту роль могут быть выдвинуты практически все переданные рассказчиком жизненные ситуации. Важно, чтобы учитель был готов к анализу любого выбранного учеником отрывка. Результатом такой работы станет не только более или менее развёрнутая характеристика героя, но и осмысление одной из важнейших черт художественной манеры Лескова: хроникальности. Ребята убедятся в том, что под пером Лескова жизнь человеческая действительно «развивается, как хартия», в неторопливом повествовании все эпизоды равноправны и даже вся их совокупность не исчерпывает характера героя, так как окончание истории не означает завершения жизни и судьбы человека.
Другой вариант — организовать работу класса по группам, выделив несколько важнейших черт личности героя. Обозначим их при помощи цитат:
1. «...Мне за народ очень помереть хочется» (самоотверженность героя, его жизнь для других).
2. «...Иван Северьянов, ты артист... настоящий, высокой степени артист...» (художественная одарённость, природный талант героя к пониманию красоты).
3. «...Ни за что я того, кому служу, обмануть не мог» (честность, верность долгу).
4. «Русский человек со всем справится» (способность к любому труду, сила, выносливость, богатырство).
5. «...Выходы у меня бывали» (страстная, неудержимая натура героя, выход душевной силы в разгуле, жестокости, пьянстве).
Каждая группа подберёт и представит материал, раскрывающий на протяжении всей хроники одну из черт героя.
Обобщением на таком уроке может стать дискуссия на тему «Можно ли считать праведником Ивана Флягина?». По ходу спора учитель познакомит ребят с позицией Лескова (или они самостоятельно познакомятся с ней по учебнику и смогут использовать как аргумент в дискуссии). Важно также обратить внимание учеников на Божественное предопределение судьбы Голована, в которое глубоко верит сам герой.
Наконец, можно построить урок на углублённом проникновении в смысл названия повести, подчинив пересказ и чтение эпизодов работе над проблемными вопросами:
1. Почему Флягин сделался пожизненным странником? (Важно показать ребятам, что безостановочное движение героя по Русской земле обеспечивается несколькими причинами. Давление неблагоприятных обстоятельств (побои и насмешки дворовых, отсутствие паспорта, нищета и т. д.) — самая заметная, но не главная из них. Иван Северьяныч не раз бросает вполне благополучную жизнь или пренебрегает возможностью таковой. Его донимает «скука». За этим словом скрывается томление нерастраченной силы, телесной и душевной, тоска по настоящему трудному делу, жажда богатырского подвига, поиск своего жизненного назначения. Поможем школьникам прийти к выводу, что земное бродяжничество Флягина — отражение его духовного странствия.)
2. Чем очарован странник Голован? (Здесь можно выделить несколько тем для размышлений: 1) красота природного мира, открытая Флягину, его отношение к лошадям; 2) красота человеческая, постигаемая Иваном через любовь и сострадание к Груше; 3) красота Божественного замысла, открывающаяся отцу Измаилу по мере осмысления собственной судьбы и провидения судеб человечества.)
3. Почему судьба Ивана Флягина оказывается для автора олицетворением народной судьбы? Какие характерные черты «русского пути» в истории высвечивают странствия Флягина? (В осмыслении этого вопроса ученики могут опереться на фрагмент статьи учебника, раскрывающий философский смысл хроники Лескова.)
Итак, в центре внимания на уроке окажутся либо художественные особенности произведения, либо его нравственная проблематика, либо философское значение. Так или иначе учитель подведёт десятиклассников к пониманию важнейшей черты творчества Н. С. Лескова: глубокой и радостной веры в народ, в его христианские устремления, в его художественную одарённость, в его богатырскую мощь и праведность. Вера Лескова не слепа, а основана на знании народной жизни и чувстве своего органического единства с народом. Поэтому Лескову чужды то горькое сознание оторванности от национальных основ, сомнения в ценности своей литературной деятельности, которые время от времени настигают Некрасова, Толстого, Тургенева. В этом источник светлого, оптимистичного голоса его музы.
Домашнее задание
Письменно ответьте на вопрос: в чём непреходящее значение рассказов Н. С. Лескова о русских праведниках?
* Напишите реферат на предложенную тему:
1*. Мотив «цыганской любви» в хронике Н. С. Лескова «Очарованный странник» и в русской литературе второй половины XIX века. {И. С. Тургенев. «Конец Чертопханова», А. А. Григорьев. «Цыганская венгерка», Л. Н. Толстой. «Живой труп».)
2*. Образ праведника в произведениях Н. С. Лескова.
3*. Фольклорные мотивы и образы древнерусской литературы в хронике Н. С. Лескова «Очарованный странник».
4*. Образ русского странника в главах хроники Лескова и «Хождении за три моря» Афанасия Никитина.
Язык литературы
По учебнику русского языка повторите признаки разговорного стиля речи (с. 329) и особенности устной речи. Покажите на примере одного из фрагментов хроники «Очарованный странник», как автор использует эти особенности для создания характерной сказовой манеры повествования, ориентированной на воспроизведение живой устной речи.
См. также упражнения 514, 515.