Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014

Зарубежная драматургия конца XIX - начала XX века. Г. Ибсен, Дж. Б. Шоу
Урок 86. Творческий путь Г. Ибсена. Особенности его драматургии

Обзорная тема

2 часа

Урок 86. Творческий путь Г. Ибсена. Особенности его драматургии

Материалы к уроку. Г. Ибсен. «Кукольный дом». Учебник. Статья «Генрик Ибсен».

Планируемые результаты образования

    Личностные: развитие способности понимать диалог культур, а также различных форм общественного сознания посредством сопоставления научных, художественных и иных интерпретаций литературных произведений, сопоставления творчества зарубежных и русских авторов, обеспечивающего осознание учеником своего места в поликультурном мире.

    Метапредметные: готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач.

    Предметные: знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой литературы.

Задачи урока:

    • сформировать общее представление о творчестве Г. Ибсена и его роли в развитии новых принципов драматическою искусства;

    • провести аналогии между творчеством Ибсена и проблематикой русской литературы XIX века.

Вступительное слово учителя на данном уроке может быть посвящено стремлению русских и европейских писателей конца XIX века уйти от сложившихся художественных решений, преодолеть инерцию реалистического искусства, которое, в свою очередь, стало преобладающим и «консервативным». Новаторские искания русских писателей подготовили новый расцвет литературы Серебряного века. В европейском искусстве также шли поиски нового выразительного языка, новых способов проникновения в тайны человеческой души. Одним из таких художников-новаторов был Генрик Ибсен.

Начать знакомство с его творчеством можно с самого известного его произведения — драматической поэмы «Пер Гюнт».

Достаточно познакомить учеников с отдельными мотивами произведения и показать, что в основе его лежит в очередной раз переосмысленная история блудного сына.

Прослушивание фрагментов симфонической сюиты Э. Грига «Пер Гюнт» поможет ученикам погрузиться в атмосферу скандинавской сказки, ощутить обаяние северной природы, почувствовать силу характеров персонажей пьесы.

Далее предложим ученикам обратиться к статье учебника:

1. Найти ответ на вопрос: что в жизни Ибсена сделало актуальной для него историю блудного сына?

2. Выписать из учебника ответ на этот вопрос и другие существенные факты из биографии писателя, а также сведения об основных мотивах драматургии Ибсена.

В центре урока будет драма «Кукольный дом» и характер главной героини произведения.

Предложим ученикам задания:

♦ Охарактеризуйте главную героиню и героя.

♦ Как вы оцениваете решение Норы уйти из дома?

♦ Как вы думаете, какой может быть дальнейшая судьба Норы?

    ♦ Встречались ли вам в русской литературе XIX века подобные женские характеры?

Заострим внимание на последнем вопросе. Пусть ученики вспомнят, что с необходимостью определять собственную судьбу сталкиваются многие героини русской литературы и нередко они проявляют решительность и мужество.

♦ Что сближает их с ибсеновской Норой и что отличает от неё?

В результате обсуждения можно подойти к выводу: нравственный рост героини Ибсена связан с поисками себя, своего места в мире, желанием состояться и быть равноправным лицом в семье, а не куклой, игрушкой мужа. Героини русской литературы мало озабочены собственным статусом. Ни одна из них не чувствует себя балованным ребёнком даже находясь в кругу семейных забот. Дети, семья, домашний очаг изображаются русскими писателями как святое призвание и труд женщины. Но в героинях Тургенева и Толстого, Чернышевского и Чехова живёт стремление ещё к более высокому служению. Так, Ольга Ильинская, ставшая женой Штольца, — равноправная участница деятельности мужа, ни в чём не ущемлённая, испытывает тоску и недовольство именно оттого, что в их общей со Штольцем жизни нет высшей цели, нет жертвенности и самоотдачи, нет служения ближнему.

    Домашнее задание

1. Приведите примеры психологизма пьесы Г. Ибсена «Кукольный дом».

2. Выучите особенности новой драмы Ибсена. Пользуясь уже известными вам электронными словарями и справочниками, выпишите в тетрадь имена европейских и русских драматургов, в творчестве которых нашли отражение черты новой драмы.