Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014
Зарубежная драматургия конца XIX - начала XX века. Г. Ибсен, Дж. Б. Шоу
Урок 87. Пьесы Бернарда Шоу. Социальная проблематика пьес. Юмор и сатира в драматургии Б. Шоу
Материалы к уроку. Б. Шоу. «Пигмалион». Учебник. Статья «Б. Шоу».
Планируемые результаты образования
Личностные: развитие способности понимать диалог культур, а также различных форм общественного сознания посредством сопоставления научных, художественных и иных интерпретаций литературных произведений, сопоставления творчества зарубежных и русских авторов, обеспечивающего осознание учеником своего места в поликультурном мире.
Метапредметные: готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации; критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач.
Предметные: знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой литературы.
Задача урока:
• познакомить десятиклассников с биографией Б. Шоу и особенностями его творчества на примере комедии «Пигмалион».
Начать работу можно с чтения статьи учебника и ответа на вопросы для самопроверки:
1. Чем привлекли читателей первые опыты Шоу-журналиста?
2. Какие новые принципы театральной эстетики были сформулированы писателем и воплощены в собственном творчестве?
3. Почему именно Ибсен является для Шоу олицетворением современной новой драматургии?
Дополнить сообщение может выступление ученика с более подробным рассказом о жизни писателя и его общественной деятельности.
Пьесе «Пигмалион» посвятим большую часть урока. Важно, чтобы ученики прежде всего почувствовали юмор пьесы, её неподдельную весёлость. В этом могут помочь фрагменты классической экранизации мюзикла Ф. Лоу «Моя прекрасная леди» с участием О. Хепбёрн.
Затем вернёмся к пьесе Шоу. Предложим ученикам дискуссию по поводу пьесы, ведь автор считает дискуссию главной сущностью современной драматургии.
Вопросы для обсуждения:
♦ Справедливо ли авторское определение пьесы как «романа в пяти действиях»?
♦ В чём истинная причина «преображения» Элизы Дулитл: в научных знаниях Хиггинса или в природной одарённости девушки?
♦ Чья заслуга и чей труд больше: учителя или самой ученицы?
♦ Можно ли участникам пари гордиться тем, что им удалось обмануть общественное мнение и выдать цветочницу за герцогиню?
♦ Изменилась ли Элиза на самом деле, и если да, то в лучшую ли сторону?
♦ Насколько справедливо судить о человеке по его правильной или неправильной речи? А по внешности? одежде? социальному статусу?
♦ Как соотносится подобное пигмалионовское оживление с христианской идеей преображения и воскрешения души?
Завершить урок можно кратким письменным итогом:
♦ Почему комедия Б. Шоу «Пигмалион» является одной из самых популярных пьес современного театра?
Домашнее задание
1. Самостоятельно прочитайте и законспектируйте статью «Ги де Мопассан».
2. Выполните письменно анализ одной из новелл Мопассана по вариантам: «Пышка», «Ожерелье».