Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014

Зарубежная драматургия конца XIX - начала XX века. Г. Ибсен, Дж. Б. Шоу
Урок 87. Пьесы Бернарда Шоу. Социальная проблематика пьес. Юмор и сатира в драматургии Б. Шоу

Материалы к уроку. Б. Шоу. «Пигмалион». Учебник. Статья «Б. Шоу».

Планируемые результаты образования

    Личностные: развитие способности понимать диалог культур, а также различных форм общественного сознания посредством сопоставления научных, художественных и иных интерпретаций литературных произведений, сопоставления творчества зарубежных и русских авторов, обеспечивающего осознание учеником своего места в поликультурном мире.

    Метапредметные: готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации; критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач.

    Предметные: знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой литературы.

Задача урока:

    • познакомить десятиклассников с биографией Б. Шоу и особенностями его творчества на примере комедии «Пигмалион».

Начать работу можно с чтения статьи учебника и ответа на вопросы для самопроверки:

1. Чем привлекли читателей первые опыты Шоу-журналиста?

2. Какие новые принципы театральной эстетики были сформулированы писателем и воплощены в собственном творчестве?

3. Почему именно Ибсен является для Шоу олицетворением современной новой драматургии?

Дополнить сообщение может выступление ученика с более подробным рассказом о жизни писателя и его общественной деятельности.

Пьесе «Пигмалион» посвятим большую часть урока. Важно, чтобы ученики прежде всего почувствовали юмор пьесы, её неподдельную весёлость. В этом могут помочь фрагменты классической экранизации мюзикла Ф. Лоу «Моя прекрасная леди» с участием О. Хепбёрн.

Затем вернёмся к пьесе Шоу. Предложим ученикам дискуссию по поводу пьесы, ведь автор считает дискуссию главной сущностью современной драматургии.

    Вопросы для обсуждения:

    ♦ Справедливо ли авторское определение пьесы как «романа в пяти действиях»?

    ♦ В чём истинная причина «преображения» Элизы Дулитл: в научных знаниях Хиггинса или в природной одарённости девушки?

    ♦ Чья заслуга и чей труд больше: учителя или самой ученицы?

    ♦ Можно ли участникам пари гордиться тем, что им удалось обмануть общественное мнение и выдать цветочницу за герцогиню?

    ♦ Изменилась ли Элиза на самом деле, и если да, то в лучшую ли сторону?

    ♦ Насколько справедливо судить о человеке по его правильной или неправильной речи? А по внешности? одежде? социальному статусу?

    ♦ Как соотносится подобное пигмалионовское оживление с христианской идеей преображения и воскрешения души?

    Завершить урок можно кратким письменным итогом:

    ♦ Почему комедия Б. Шоу «Пигмалион» является одной из самых популярных пьес современного театра?

    Домашнее задание

1. Самостоятельно прочитайте и законспектируйте статью «Ги де Мопассан».

2. Выполните письменно анализ одной из новелл Мопассана по вариантам: «Пышка», «Ожерелье».