Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014
Зарубежная драматургия конца XIX - начала XX века. Г. Ибсен, Дж. Б. Шоу
Урок 88. Личность писателя. Особенности его художественного мироощущения - А. П. Чехов
7 часов
Урок 88. Личность писателя. Особенности его художественного мироощущения
Материалы к уроку. А. П. Чехов. «Студент». Учебник. Раздел «Антон Павлович Чехов», статьи «Особенности художественного мироощущения Чехова», «Труд самовоспитания».
Планируемые результаты образования
Личностные: подготовка к осознанному выбору будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов при помощи накопления опыта деятельности в гуманитарной области, освоения некоторых элементов профессиональной деятельности учёного-филолога, критика, редактора, журналиста, писателя и т. д.
Метапредметные: готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач; владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
Предметные: владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; *владение различными приёмами редактирования текстов; понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений; способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;
• свободное использование словарного запаса;
• сформированность умений написания текстов по различным темам на русском языке, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающихся.
Задачи урока:
• обобщить и углубить знания учеников о личности и судьбе А. П. Чехова;
• показать ученикам современность чеховской идеи самовоспитания человека;
• раскрыть главные особенности творчества Чехова как итогового явления в развитии русской реалистической литературы.
Уроки по Чехову завершают курс изучения русской литературы XIX века, поэтому неплохо было бы построить их так, чтобы ученики смогли максимально проявить полученные за год знания и умения. Так, например, биографическую часть первого урока можно организовать не в форме традиционного доклада или лекции, а иначе, предложив ученикам выполнить задания, которые покажут их умение целенаправленно осваивать биографический материал и обзорные статьи учебника.
1- я группа. Составить статью «Биография А. П. Чехова» для школьной литературной энциклопедии.
2- я группа. Сочинить для очередного юбилея писателя речь: «Место А. П. Чехова в русской культуре».
3- я группа. Написать открытое письмо сверстникам: «Друзья, читайте Чехова!»
Такие задания позволят ученикам: 1) выбрать важнейшие факты биографии писателя, оценивая их значимость для становления художника; 2) осмыслить основные ценности, которые несёт в себе нравственный облик писателя и его художественный мир; 3) определить достоинства писателя с точки зрения нашего времени, выявить в его творчестве то, что не подвержено старению. Материалом для работы групп послужат статьи учебника, произведения Чехова, изученные в прежние годы, и, по желанию учителя, дополнительная литература. В итоге у ребят должно сложиться целостное представление о Чехове как о человеке, в основе жизни которого лежал неустанный душевный труд над самим собой. Работа самовоспитания — главное, что завещал Чехов своим читателям. В этом отношении он прямой продолжатель традиций Л. Н. Толстого.
Чехов — наследник всех традиций русской реалистической литературы, вершина, замыкающая горную цепь гениев. Как проявились и преобразились черты реализма в его творчестве? Для ответа предложим ученикам, во-первых, выписать формулировку особенностей художественного мироощущения писателя из статьи учебника. Запись должна получиться примерно такая:
1. Отрицание старых форм русской жизни и предчувствие новых; отсутствие собственной чёткой теоретической программы и недоверие ко всем догматическим идеям.
2. Гуманность как неприятие любых проявлений рабства в социальной и духовной жизни человека; утверждение свободы личности.
3. Объективность, отказ от проповеди средствами литературы; доверие к читателю: недоговорённость и подтекст.
4. Точность и лаконичность изображения жизни. Умение схватывать общую картину жизни по её деталям.
5. Сила обобщений и сверхобобщений.
Во-вторых, обратимся к рассказу «Студент», постараемся раскрыть эти черты на примере конкретного произведения. Выразительное чтение при этом может предварять анализ или чередоваться с ним.
Символику пейзажа поможет ученикам осмыслить статья учебника. Кроме того, обратим внимание школьников на то, каким способом Чехов добивается объективности рассказа. Например, словом некстати {подул ветер) автор сливает себя с героем, и далее ощущение неприютной природы даётся от лица героя: «Ему казалось...» и т. д.
Умение автора давать картину целого через одну деталь показывает картина, возникшая в памяти студента. Ученики могут рассказать то, о чём умолчал Чехов: какова жизнь семьи дьячка, как складывалось существование его сына.
Недоговорённость (пропуск логического звена) есть и в обрисовке чувств героя. Почему студент заговорил с Василисой и Лукерьей об апостоле Петре? Чехов не открывает нам хода его мыслей. Пусть ученики попытаются восстановить его сами, вникая в подтекст. (В случае затруднений они могут снова обратиться к статье учебника.) Итак, герой показан в минуту душевного упадка, сомнений в осмысленности бытия. Судьба России представляется ему беспросветно несчастной. Вся история человечества видится как одна унылая, длинная ночь. Но в этой ночи светится и греет огонь костра (символику этого образа ребята смогут объяснить сами).
Обратим внимание учеников на то, как рассказывает студент, историю отречения Петра. Можно ли назвать его рассказ искусным, поэтичным? Нет. Иван почти дословно передаёт текст Евангелия, но короткие замечания его по ходу рассказа говорят о том, как ясно он представляет себе всё происходившее с апостолом, как чувствует то, что должен был чувствовать Пётр. Как характеризует героя этот рассказ? (Несмотря на все сомнения и тревоги студента, в нём чувствуется сила веры, любовь к Христу, соответствие выбранной роли духовного пастыря.)
И вновь Чехов не раскрывает нам причину слёз Василисы. Может быть, вдова и сама не сумела бы определить её. Студент снова идёт через поле, и мрачный пейзаж возвращается. Но мысли героя совершенно изменились. Теперь он снова думает о прошлом и будущем, о единстве и взаимосвязи времён (как и тогда, когда думал о Рюрике и Иване Грозном), почему же теперь эти размышления наполняют его радостью? Вывод о смысле, идее рассказа ученики запишут в тетради.
В финале рассказа рассвет, и неизбежный приход весны, и чувство счастья, охватившее студента, сливаются воедино. Можно предложить ребятам ещё такие вопросы:
♦ Каков смысл названия рассказа?
♦ В чём, по мнению автора учебника, выражается драматический смысл финала?
♦ Почему Чехов считал этот рассказ опровержением высказываний о нём как о «холодном художнике»?
Итогом должно стать выявление глубокого обобщающего смысла рассказа. Не случайно в нём почти каждый конкретный образ оборачивается символом. В размышлениях Ивана Великопольского отразилось современное Чехову душевное состояние всего общества, почти утратившего веру, блуждающего в убогом настоящем. Вся Россия бредёт через великое поле к свету и радости, спасаясь от искушений разума, от слабости духа сердечной любовью к Христу.
Десятиклассники заметят в рассказе переклички с знакомыми им произведениями русской литературы XIX века: герой Чехова — родной брат Гриши Добросклонова по бедности, по связи с родной землёй, по жажде добра. Сродни ему и князь Андрей Болконский (вспомним сцену разговора на пароме). Мотивы Достоевского в рассказе отмечены в учебнике.
Так каждая из учебных ситуаций на уроке будет выявлять связь Чехова с традициями предшествующей литературы и одновременно раскрывать новаторство его творческого метода.
Домашнее задание
1. Подготовьте рассказ о жизни и творчестве А. П. Чехова.
2. Выпишите в тетрадь правила воспитанного человека из письма А. П. Чехова брату (статья учебника «Труд самовоспитания»). Какие из них вы считаете наиболее важными?
3. Подготовьте по вариантам пересказ-анализ рассказов «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой».
Для индивидуальной работы
1. Подготовьте инсценировку фрагмента одного из рассказов Чехова.
2*. Подготовьте сообщение на тему «Жанровое своеобразие рассказов А. П. Чехова».