Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014

Зарубежная драматургия конца XIX - начала XX века. Г. Ибсен, Дж. Б. Шоу
Уроки 89 - 90. Борьба живого и мёртвого в рассказах А. П. Чехова - А. П. Чехов

Материалы к уроку. А. П. Чехов. «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» и два рассказа по выбору (например, «Крыжовник», «О любви», «Попрыгунья», «Дуэль», «Дом с мезонином»). Учебник. Статьи «Ранний период творчества», «Люди, претендующие на знание настоящей правды», «Маленькая трилогия», «От Старцева к Ионычу», «Повесть Чехова „Дама с собачкой“».

Планируемые результаты образования

    Личностные: формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества в процессе этико-эстетического освоения нравственных основ художественной словесности XIX века.

    Метапредметные: владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

    Предметные: владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; *владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста.

Задача урока:

    • обобщить и углубить знания учеников о проблематике и поэтике рассказов Чехова.

Начать работу можно с краткого повторения особенностей ранних рассказов Чехова. Опираясь на статью учебника и свои знания, школьники ответят на вопросы: в чём специфика чеховского юмора? Как связаны ранние рассказы Чехова с традициями Гоголя и Салтыкова-Щедрина? Почему в ранних рассказах Чехов не сочувствует своим героям, безжалостно выставляет их на посмешище? (Ученики вспомнят героев ранних рассказов и убедятся, что большинству из них невозможно сочувствовать, так как они лишены человеческого содержания. Это яркие маски с отчётливо прорисованными индивидуальными чёрточками, но без общечеловеческой сущности.)

Далее во вступительном слове учитель, сообщая тему урока, подчеркнёт, что и в более поздний период творчества Чехов оставался нетерпим ко всему мёртвому, косному, фальшивому в жизни людей. Но теперь он обнаруживал духовную мертвечину не в очумеловых и пришибеевых, а в людях на первый взгляд вполне достойных.

Основной частью урока станет анализ рассказов. Вопросы и задания могут быть такими:

К рассказу «Ионыч». За что уважают в городе семью Туркиных? Как автор относится к их изящным развлечениям? Как показывает Чехов присутствие жизни в молодом докторе Старцеве? Прочитайте выразительно эпизод, где впервые, на ваш взгляд, в Старцеве проснулся Ионыч. Какими средствами раскрывает Чехов постепенную деградацию героя? Кто виноват в превращении Старцева в Ионыча?

К рассказу «Человек в футляре». Сжато перескажите историю Беликова. Чем она напоминает историю Червякова («Смерть чиновника»)? Как вы понимаете смысл названия рассказа? Объясните, в чём секрет власти Беликова над жителями городка. Почему Коваленко и его сестра не подчиняются всеобщему страху перед Беликовым? Раскройте смысл сцены похорон Беликова в рассказе. Докажите, что понятие «футляр» в произведении многозначно. В чём опасность беликовщины, футлярности?

К рассказу «Дама с собачкой». Найдите в тексте рассказа художественные детали, покажите, какие целые картины восстанавливаются с их помощью. Составьте цитатный план, отражающий изменение отношения Гурова к Анне Сергеевне.

♦ Почему финал рассказа печален?

♦ Как оценивает Чехов произошедшее с героями?

    ♦ Как звучит в этом рассказе тема борьбы живого и мёртвого в мире и душе человека?

Работа над каждым произведением может заканчиваться выводом учителя или пересказом-анализом ученика (подготовленным дома и откорректированным в ходе урока).

На заключительном этапе можно предоставить слово ученикам, самостоятельно анализировавшим рассказы по выбору.

Вывод ученики сформулируют в виде ответа на вопрос:

♦ Что Чехов считает живым, а что мёртвым в мире людей?

    Домашнее задание

1. По материалам учебника подготовьте рассказ об эволюции творчества Чехова.

2. Повторите требования к рецензии, напишите черновик рецензии на один из рассказов Чехова.

Для индивидуальной работы

1*. Прочитайте рассказы Чехова «Дуэль», «Дом с мезонином». Сформулируйте и запишите идею, объединяющую эти произведения.

2*. Напишите рецензию на один из художественных фильмов или спектаклей, снятых (поставленных) по рассказам А. П. Чехова.