Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014
Зарубежная драматургия конца XIX - начала XX века. Г. Ибсен, Дж. Б. Шоу
Урок 91. Вишнёвый сад. Особенности конфликта, система персонажей в пьесе - А. П. Чехов
Материалы к уроку. А. П. Чехов. «Вишнёвый сад» (1-е действие). Учебник. Статья «Своеобразие конфликта и его разрешение в „Вишнёвом саде“».
Планируемые результаты образования
Личностные: формирование эстетического отношения к миру посредством приобщения к сфере словесного искусства.
Метапредметные: владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.
Предметные: владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; *понимание и осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации произведений. Задачи урока:
• начать наблюдения над особенностями поэтики «новой драмы» на примере пьесы «Вишнёвый сад»;
• выявить мастерство Чехова в создании образов-персонажей.
Приступая к анализу драматических произведений А. П. Чехова, целесообразно повторить сведения о драме как роде литературы, чтобы на этой основе раскрыть ученикам и традиционные свойства чеховских пьес, и их новаторские черты. В начале урока короткое сообщение о законах драмы может сделать один ученик или в ходе опроса учащиеся ответят на следующие вопросы:
♦ В чём особенность драмы как литературного рода?
♦ Какие элементы включает в себя традиционная драматическая композиция?
♦ Что такое конфликт и как он влияет на развитие действия в драматическом произведении?
♦ Каковы основные черты комедии, трагедии, драмы как литературных жанров? (Хорошо, если ответ будет подтверждаться примерами из русской драматургии XIX века.)
Обращаясь к «Вишнёвому саду», предложим ученикам увидеть, как свойства традиционной драмы проявляются у Чехова. Предметом анализа на этом уроке станет преимущественно 1-е действие. Обычно 1-е действие пьесы является экспозицией и содержит завязку, т. е. обозначает конфликт. Рассмотрим, как эти задачи решаются в «Вишнёвом саде».
Как знакомит нас Чехов с героями пьесы? Удаётся ли ему ввести читателя (зрителя) в мир их интересов и чувств? Чтобы выявить это, ученики выполнят несколько заданий.
1. Выбрать для каждого персонажа одну-две реплики (его собственные или чужие) и ремарки, которые наиболее ярко его характеризуют. (Например,
Аня (печально). Это мама купила. (Идёт в свою комнату, говорит весело, по-детски.) А в Париже я на воздушном шаре летала!
Дуняша. Руки трясутся. Я в обморок упаду (в волнении). Я сейчас упаду... Ах, упаду!
Лопахин. Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, жёлтых башмаках. Со свиным рылом в калашный ряд... Только что вот богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком... (Перелистывает книгу.) Читал вот книгу и ничего не понял. Читал и заснул. И т. д.)
Такая работа позволит сделать вывод о мастерстве Чехова: писатель и здесь умеет одной чёрточкой, одной фразой обрисовать целое (характер героя).
2) Охарактеризовать общую атмосферу первого действия, эмоциональный настрой, объединяющий героев, на примере нескольких реплик.
Ученики должны почувствовать общее настроение растроганности, горько-сладких воспоминаний.
3. Определить, какие отношения связывают героев.
Учитель поможет ребятам подметить двойственность отношений: с одной стороны, все любят, жалеют друг друга, то и дело проявляют нежность и заботу, с другой стороны, каждый не вполне доволен другими, в чём-то их винит или осуждает.
Варя. Дуняша, кофе поскорей... Мамочка кофе просит.
Варя. Мамочка всё такая же, как была, нисколько не изменилась. Если бы ей волю, она бы всё раздала.
Ученики сделают вывод о соответствии первого действия задачам экспозиции. Но где завязка конфликта? Из реплик героев мы узнаём о продаже имения. Но об этом говорится вскользь, хозяева усадьбы не вспоминают об этом, пока тему не поднимает Лопахин.
♦ Как встречают Раневская и Гаев его предложение? Прочитаем этот фрагмент.
♦ Почему разговор переходит на другое?
♦ Приводит ли разговор к конфликту между героями?
♦ Как передаёт Чехов неспособность Раневской сосредоточиться на решении проблемы?
♦ В чём особенность завязки действия в «Вишнёвом саде»?
Ученики должны увидеть, что столкновение взглядов, позиций героев не превращается в борьбу противодействующих воль. Завязка конфликта оказывается размытой, неопределённой, надвигающаяся беда не заставляет героев действовать, напротив, они как будто бегут от осознания проблемы. В конце действия Гаев, словно прозревая, пытается предложить меры для спасения вишнёвого сада, но только успокаивает Аню и Варю. Сам он сознаёт, что «средств очень много и, значит, в сущности, ни одного».
Конфликт в традиционной драме определяет и расстановку действующих лиц.
♦ Можно ли разделить героев «Вишнёвого сада» на противоборствующие партии?
♦ Есть ли в пьесе герои протагонисты и антагонисты?
♦ Кто из героев выражает мысли автора?
♦ Кто является главным действующим лицом?
Отвечая на эти вопросы, ученики убедятся, что система персонажей «Вишнёвого сада» не подчиняется традиционным определениям.
♦ Что же связывает воедино героев пьесы?
(Кроме отношений родства, знакомства, зависимости и т. д., большинство из них связаны отношением к вишнёвому саду. Судьбы героев зависят от участи вишнёвого сада. Это создаёт единство системы образов, позволяет выделить группы персонажей в зависимости от характера их отношения к вишнёвому саду, это обозначает единственного главного героя пьесы — вишнёвый сад.)
Домашнее задание
1. Отметьте в тексте фрагменты, раскрывающие характеры Раневской и Гаева.
2. Объясните роль в пьесе образа Симеонова-Пищика.
3. Подготовьте выразительное чтение диалога Раневской и Пети Трофимова из третьего действия.