Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014

Зарубежная драматургия конца XIX - начала XX века. Г. Ибсен, Дж. Б. Шоу
Урок 92. Уходящее поколение владельцев сада: Раневская, Гаев - А. П. Чехов

Материалы к уроку. А. П. Чехов. «Вишнёвый сад» (действия 1 — 3).

Планируемые результаты образования

    Личностные: формирование готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.

    Метапредметные: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.

    Предметные: способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях.

Задачи урока:

    • раскрыть образы Раневской и Гаева;

    • продолжить наблюдение за средствами характеристики героев и выражения авторской позиции в пьесе.

Кроме работы над темой, вынесенной в название урока, учителю необходимо обратить внимание ребят на характер развития действия в пьесе, на место каждого сценического акта. Поэтому начнём с вопроса: показано ли во втором действии «Вишнёвого сада» нарастание конфликта, обострение противоречий, как этого требует драматическая композиция? Ученики отметят, что внешне действие двигается слабо: герои по-прежнему ничего или почти ничего не предпринимают для выкупа имения, однако при этом драматическое напряжение усиливается. Как? За счёт чего? Приближение роковой даты торгов гнетёт героев, делает их ещё более нервными, раздражительными, чем обычно. Прочитаем сцену в начале второго действия:

Лопахин. Надо окончательно решить, — время не ждёт. Вопрос ведь совсем пустой. Согласны вы отдать землю под дачи или нет? Ответьте одно слово: да или нет? Только одно слово!

Любовь Андреевна. Кто это здесь курит отвратительные сигары?

И т. д. до реплики Раневской: «Я всё жду чего-то, как будто над нами должен обвалиться дом».

Этот разговор почти повторяет фрагмент первого действия. Только растерянность Гаева и Раневской ещё усиливается, как и досада Лопахина. Его раздражение выливается в ругань. Но почему грубость Лопахина не приводит к ссоре, вражде между ним и Гаевым? Почему сам Лопахин через минуту забывает о судьбе вишнёвого сада и начинает рассказывать о виденной пьесе, о своём отце? Раневская заводит разговор о Варе, потом, с приходом молодёжи, беседа вовсе принимает характер отвлечённого философствования. О судьбе вишнёвого сада не вспоминает никто, кроме Ани (признающейся, что уже не любит его так, как прежде). Снова во всех героях мы видим слабость воли, апатию, равнодушие к гибели. Усиливается впечатление безвыходности, это и создаёт эффект развития действия, помимо внешних событий.

Почему владельцы вишнёвого сада ничего не сделали для его спасения? Ответом будет характеристика героев.

1. Гаев.

♦ В чём комичность и трогательность этого персонажа?

♦ Умён или глуп Леонид Андреевич?

♦ Как характеризует Гаева его отношение к Лопахину?

♦ Каких героев русской классики он вам напоминает?

    ♦ Какую роль в создании образа Гаева играют его «словечки» («кого?», «жёлтого в середину!»), патетические речи?

Отвечая на вопросы с опорой на текст, ребята представят себе чеховского Гаева: человека доброго, чуткого, но совершенно беспомощного в реальной жизни, зависящего, подобно Обломову, от своего крепостного слуги Фирса, по-барски высокомерного и в то же время жалкого, способного на краткие прозрения, на сильные чувства, но не на поступки, смешного своей любовью к громким фразам и своей глухотой.

2. Раневская.

♦ За что любят Любовь Андреевну все, кто её окружает?

♦ За что все же её осуждают?

    ♦ Как раскрывает душу героини художественная деталь: письма из Парижа (сначала она рвёт их, не читая, под конец отвечает на них)?

♦ В чём заключается смысл её жизни?

♦ Как понять её слова: «А я вот, должно быть, ниже любви»?

Важно, чтобы ученики увидели в Раневской не только легкомысленную и непрактичную барыню, но человека, сломленного трагической гибелью сына. Любовь — смысл её жизни, в отношении к любимому человеку она самоотверженна и бескорыстна. Но Раневская действительно «ниже любви», поскольку для неё любовь превращается в какую- то болезнь, исковеркавшую чистую и добрую душу. Её любви и доброты постоянно не хватает на всех: она нежно целует шкафик и столик — и с безразличием отзывается о смерти няни, она отдаёт золотой прохожему нахалу — и оставляет без обеда прислугу, она содержит негодяя Яшу и забывает о старом Фирсе; уезжая в Париж к любовнику, она бросает на произвол судьбы Аню и Варю. Осудить Раневскую легко. Но есть ли для неё выход?

Прочитаем сцену разговора Раневской с Петей Трофимовым в действии 3 пьесы.

♦ Что она открывает нам в героине?

♦ На чьей стороне здесь сочувствие автора?

Эта сцена показывает, как глубока душевная рана Раневской, как сама она осознаёт свою обречённость. Её парижская любовь сродни пьянству Мармеладова в «Преступлении и наказании». Она тоже могла бы спросить: знаете ли вы, что это значит, когда человеку некуда идти? Такую душу не может спасти ни Петина «правда», ни детская нежность Ани, ни преданность Лопахина. Только вишнёвый сад даёт успокоение, радость, возможность увидеть себя такой, которой не нужно стыдиться перед памятью матери, мужа и сына.

    ♦ Так почему же Раневская и Гаев не могут принять предложение Лопахина и отдать вишнёвый сад в аренду под дачи?

Прочитаем вслух те реплики героев, в которых раскрывается их отношение к вишнёвому саду.

Мы видим, что в сознании Раневской и Гаева просто не укладывается представление о вишнёвом саде как «владении», «участке земли», «недвижимом имуществе». Предложим ученикам подобрать слова, которые для брата и сестры равнозначны словам «вишнёвый сад» (родина, детство, память прошлого, чистота юности, образ матери, могила сына, мечта, надежда, приют для души, воплощение красоты и бесконечности жизни и т. д.). Можно ли сдать в аренду воспоминания детства? Пустить под дачи мечту о счастье? Их можно навсегда потерять, но продать их невозможно. Слова Раневской: «...без вишнёвого сада я не понимаю своей жизни, и если уж так нужно продавать, то продавайте и меня вместе с садом...» — точное выражение её чувств. Продажа вишнёвого сада окончательно выбрасывает её из жизни. Не случайно в последней сцене пьесы Раневская и Гаев прощаются как будто навсегда. Мечты Ани о том, что, потратив деньги, мать вернётся из Парижа, — только иллюзия. Ясно, что теперь, без вишнёвого сада, парижская круговерть перемелет Любовь Андреевну, как петербургский экипаж — несчастного Мармеладова.

Бывшие хозяева вишнёвого сада обречены. Какие стороны русской жизни, какие ценности навсегда уходят вместе с ними? Ответ Чехова, как всегда, неоднозначен. Конечно, с Гаевым и Раневской уходят последние остатки крепостной России, последние следы беззаботного барства, изящного паразитизма, но уходит и тысячелетняя культура русского дворянства с её неповторимой красотой, с её благородством, с её враждебностью буржуазной меркантильности, торгашеству и хамству. Неизбежность этого процесса показана Чеховым, но им поставлен и вопрос: что идёт на смену?

    Домашнее задание

1. Раскройте роль в образной системе пьесы таких персонажей, как Епиходов, лакей Яша, горничная Дуняша, Шарлотта Ивановна.

2. М. Горький писал: «Вот слезоточивая Раневская и другие бывшие хозяева „Вишневого сада“ — эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики. Они опоздали вовремя умереть и ноют, ничего не видя вокруг себя, ничего не понимая, — паразиты, лишённые силы снова присосаться к жизни» (А. П. Чехов // Горький М. Поли. собр. соч. Художественные произведения. В 25 т. — М.: Наука, 1970. — Т. 6. — С. 55 — 56.) С чем вы согласны и не согласны в этом суждении?

Для индивидуальной работы

1. Подготовьте выразительное чтение монологов Пети Трофимова.

2*. Сопоставьте речевые характеристики героев в пьесах Островского и Чехова (на примере двух персонажей).

3. Выполните задания литературоведческого практикума в разделе учебника «А. П. Чехов».