Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014
Зарубежная драматургия конца XIX - начала XX века. Г. Ибсен, Дж. Б. Шоу
Урок 93. Молодые герои пьесы: Лопахин, Варя, Петя, Аня. Отношение автора к героям - А. П. Чехов
Материалы к уроку. А. П. Чехов. «Вишнёвый сад» (действия 1 — 4). Учебник. Статьи «О жанровом своеобразии комедии Чехова „Вишнёвый сад“», «Своеобразие конфликта и его разрешение в „Вишнёвом саде“».
Планируемые результаты образования
Личностные: формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества.
Метапредметные: владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные: владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве личностного эмоционального восприятия и интеллектуального понимания.
Задачи урока:
• раскрыть образы представителей молодого поколения в комедии, показать их место в системе персонажей;
• раскрыть символический смысл образа вишнёвого сада.
— Кто идёт на смену бывшим владельцам вишнёвого сада? Каких «детей» вырастили для России уходящие «отцы»?
Начнём с персонажей второго плана. Смена поколений комически воплощается в образах старых и новых слуг. На смену заботливому и рабски преданному Фирсу является «образованный» Яша и нежная, как барышня, Дуняша.
♦ Над чем смеётся Чехов, изображая этих героев? Ответ подтвердите примерами. Почему возле чуткой Раневской благоденствует сытый и самодовольный мерзавец Яша?
Обратим внимание учеников на то, что моральная распущенность, оторванность от корней современных господ, их попустительство и слабодушие способствуют появлению таких фигур. Яша сознательно и бессознательно копирует господ и презирает их. Так же «обезьянничает» и Дуняша. В пьесе, как и в прозе, Чехов показывает, что процесс распада не может захватывать только отдельные общественные слои, только уходящие поколения. Разрушение проникает и в народную среду, захватывает молодых ещё быстрее, чем зрелых людей.
♦ Относится ли это к другим молодым героям?
Прочитаем выразительно диалог Пети и Ани в конце действия 2. Что кажется вам привлекательным в речах Пети? Как подействовали его слова на юную душу Ани? В чём слабость Петиной философии? Как Чехов создаёт комический оттенок этой сцены?
Ученики должны увидеть, что радостный пафос Петиных речей не соответствует ни внешнему облику «облезлого барина», ни реальному образу его жизни. Комичны восторги Трофимова на фоне лунной ночи, грустной песни Епиходова и тревожного зова Вари.
Можно предложить ребятам подумать, действительно ли герои «выше любви».
Аня ещё совсем ребёнок. Но Петя... Вспомним его реплику вслед уходящей Ане в день её приезда: «Солнышко моё! Весна моя!» Да, он «далёк от пошлости» и «виду не подавал», но, может быть, за громкими речами он прячет страх перед своим безответным чувством?
Пете и Ане удаётся «замечтаться» и забыть о потере вишнёвого сада, разлюбить его ради какого-то неясного будущего («Вся Россия наш сад!»). Их связь с вишнёвым садом слабее, чем у Гаева и Раневской, но есть черты, которые роднят их с уходящим поколением: мечтательность, непривычка к труду, неприспособленность к жизни, слабость воли.
Обратимся теперь к новому хозяину вишнёвого сада и его «невесте». Лопахин и Варя. Что их сближает? Почему все уверены, что они подходят друг другу?
Они оба «из простых», оба погружены в работу, без которой не представляют себе жизни. Схожи они и прямотой суждений, практичностью, решительностью. Почему же не складывается их счастье? Не будем гадать, любит ли Лопахин Варю или только подчиняется давно возникшей фантазии Раневской. Поставим вопрос по-другому: к чему тянутся души Вари и Лопахина? О чём они мечтают? Вот здесь и таится причина разлада: Варя мечтает о монастыре, о паломничестве по святым местам. Лопахин грезит о новом вишнёвом саде, богатом и доходном и, главное, принадлежащем ему — бывшему босоногому мальчишке Ермолаю Лопахину.
Прочитаем кульминационную сцену третьего действия: рассказ о торгах и покупке имения. Какие чувства владеют Лопахиным? Счастлив ли он? (Его чувства противоречивы: здесь и гордость, и азарт недавней борьбы, и удовлетворённое самолюбие, и предчувствие прибыли, и в то же время горечь, тоска, сознание вины перед любимым человеком.) Мы видим, что Лопахину дорог вишнёвый сад почти так же сильно, как прежним владельцам. Что отличает его любовь к вишнёвому саду от их любви? (Для Лопахина любовь — чувство собственника, радость от сознания власти над имением, где его когда-то не пускали даже на кухню.) Как он представляет себе будущее вишнёвого сада? («...Дачник лет через двадцать размножится до необычайности. Теперь он только чай пьёт на балконе, но ведь может случиться, что на своей одной десятине он займётся хозяйством, и тогда ваш вишнёвый сад станет счастливым, богатым, роскошным...») Что можно сказать об этой мечте? Этот образ мещанского рая так же далёк от действительности, как планы Гаева и мечты Трофимова. Лопахин заражён той же душевной надломленностью, что и все герои пьесы. Его рассуждения о людях- великанах, мечты о новом процветании сада — это всё «размахивание руками». Эта деталь — образ силы и бескрылости Лопахиных. Им не суждено спасти вишнёвый сад. Из лучших побуждений они пускают его под топор.
Итак, мы видим, что старшие и молодые герои пьесы заражены одной и той же нравственной болезнью. Гибель вишнёвого сада становится неизбежной.
Теперь можно поставить вопрос:
♦ Каков символический смысл образа вишнёвого сада?
Можно оттолкнуться от рассказа К. С. Станиславского о том, как Чехов подбирал название для пьесы:
«... — Послушайте, не Вишневый, а Вишнёвый сад, — объявил он и закатился смехом. ...Антон Павлович продолжал смаковать название пьесы, напирая на нежный звук „ё“ в слове „Вишнёвый", точно стараясь с его помощью обласкать прежнюю красивую, но теперь ненужную жизнь, которую он со слезами разрушал в своей пьесе. На этот раз я понял тонкость: „Вишневый сад“ — это деловой, коммерческий сад, приносящий доход. Такой сад нужен и теперь. Но „Вишнёвый сад“ дохода не приносит, он хранит в себе и в своей цветущей белизне поэзию былой барской жизни. Такой сад растёт и цветёт для прихоти, для глаз избалованных эстетов. Жаль уничтожать его, а надо, так как процесс экономического развития страны требует этого» (Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве).
Итак, по Станиславскому, «Вишнёвый сад» — образ прежней, красивой, но ненужной жизни. Согласны ли вы с такой трактовкой? Попробуйте дополнить её или оспорить, предложив иное истолкование.
Домашнее задание
1. Из статей учебника «Исторические истоки „новой драмы“» и «Особенности поэтики „новой драмы“» выпишите отличительные черты драматургии Чехова.
2. Найдите в пьесе другие образы-символы (кроме вишнёвого сада), объясните их значение.
Для индивидуальной работы
1*. Напишите сочинение на тему «Музыкальная стихия в пьесе Чехова „Вишнёвый сад“».
2*. Продумайте и опишите сценографию, музыкальное оформление, режиссёрское решение одной из сцен пьесы.