Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014

Зарубежная драматургия конца XIX - начала XX века. Г. Ибсен, Дж. Б. Шоу
Урок 94. Черты новой драмы А. П. Чехова в пьесе Вишнёвый сад - А. П. Чехов

Материалы к уроку. А. П. Чехов. «Вишнёвый сад». Учебник. Статьи «Исторические истоки „новой драмы“», «Особенности поэтики „новой драмы“».

Планируемые результаты образования

    Личностные: формирование готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, обогащение опыта сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности, развитие способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.

    Метапредметные: владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

    Предметные: формирование навыков различных видов анализа литературных произведений.

Задача урока:

• обобщить знания об особенностях драматургии Чехова.

В четвёртом действии пьесы содержится развязка: отъезд прежних хозяев из родового гнезда. Осмыслим вновь особенности конфликта пьесы.

    • Привела ли покупка Лопахиным вишнёвого сада к разрыву, вражде с прежними владельцами? Наступила ли после развязки гармония?

    (Конфликт внешний разрешён, но атмосфера неустройства, недовольства жизнью только усиливается.)

• Изменились ли судьбы героев?

    (В сущности, нет. Продажа сада стала только эпизодом в их нескладной и несчастливой жизни.)

    • Какая особенность чеховской драматургии в этом проявилась? (Новый характер конфликта, состоящего не в борьбе людей между собой, а в общем недовольстве жизнью.)

    • Какие ещё черты поэтики «новой драмы» вы знаете? Как проявились они в пьесе «Вишнёвый сад»? Этот вопрос-задание определяет дальнейший ход урока. Ученики должны выписать из учебника основные свойства «новой драмы» (или подкорректировать коллективно домашние записи):

• исчезновение сквозного действия; полифоничность;

• отсутствие традиционной иерархии персонажей;

    • изображение характера героя не через действия, а через переживание им нескладицы жизни;

    • отсутствие резкой речевой индивидуализации героев; внешний речевой разнобой и единство лирической интонации;

• подтекст.

Подбирая примеры к каждому пункту, ученики по подсказке учителя могут обратить внимание на такие моменты, как а) роль второстепенных персонажей: Епиходова, Шарлотты — для создания атмосферы тоски и бесприютности в пьесе; б) значение музыкальных мотивов в пьесе; в) применение антитезы и контраста в построении пьесы (например, танцы в доме Раневской и ожидание катастрофы). Ученики без труда подберут примеры к выделенным особенностям. При необходимости учитель поможет, например, выявить подтекст в тех или иных репликах.

Далее можно сосредоточить внимание ребят на свойствах, также подмеченных в ходе анализа пьесы:

    • несоответствии «Вишнёвого сада» традиционным жанровым канонам (уместно здесь обсудить черты комедии и драмы в пьесе, определить понимание её жанра);

    • символичности образов пьесы, также придающей ей характер поэтического произведения (ребята с помощью учителя могут раскрыть символику образов ключей, бильярда, пейзажа с городом на горизонте, звука лопнувшей струны и др.).

Итогом может стать выступление ученика с развёрнутым монологическим ответом на тему «Черты „новой драмы“ в комедии А. П. Чехова „Вишнёвый сад“».

Обобщая наблюдения, сделанные на уроках по творчеству Чехова, учитель подчеркнёт ещё раз связь Чехова с традициями русской реалистической литературы XIX века: гуманизмом, объективностью, критическим отношением к действительности и т. д., а также назовёт новаторские черты его поэтики, приближающие Чехова к искусству новой эпохи, к искусству Серебряного века.

    Домашнее задание

Подготовьтесь к сочинению по одной из предложенных тем:

1. Живые и «мёртвые» души в рассказах А. П. Чехова.

2. Рассказ А. П. Чехова «Студент» — любимое произведение автора.

3. Художественное своеобразие пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад».

4. «Рецепты» доктора Чехова.

См. также темы сочинений в учебнике.