Поурочные разработки 10 класс - Ю. В. Лебедев 2014
Зарубежная драматургия конца XIX - начала XX века. Г. Ибсен, Дж. Б. Шоу
Урок 94. Черты новой драмы А. П. Чехова в пьесе Вишнёвый сад - А. П. Чехов
Материалы к уроку. А. П. Чехов. «Вишнёвый сад». Учебник. Статьи «Исторические истоки „новой драмы“», «Особенности поэтики „новой драмы“».
Планируемые результаты образования
Личностные: формирование готовности и способности к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности, обогащение опыта сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности, развитие способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
Метапредметные: владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.
Предметные: формирование навыков различных видов анализа литературных произведений.
Задача урока:
• обобщить знания об особенностях драматургии Чехова.
В четвёртом действии пьесы содержится развязка: отъезд прежних хозяев из родового гнезда. Осмыслим вновь особенности конфликта пьесы.
• Привела ли покупка Лопахиным вишнёвого сада к разрыву, вражде с прежними владельцами? Наступила ли после развязки гармония?
(Конфликт внешний разрешён, но атмосфера неустройства, недовольства жизнью только усиливается.)
• Изменились ли судьбы героев?
(В сущности, нет. Продажа сада стала только эпизодом в их нескладной и несчастливой жизни.)
• Какая особенность чеховской драматургии в этом проявилась? (Новый характер конфликта, состоящего не в борьбе людей между собой, а в общем недовольстве жизнью.)
• Какие ещё черты поэтики «новой драмы» вы знаете? Как проявились они в пьесе «Вишнёвый сад»? Этот вопрос-задание определяет дальнейший ход урока. Ученики должны выписать из учебника основные свойства «новой драмы» (или подкорректировать коллективно домашние записи):
• исчезновение сквозного действия; полифоничность;
• отсутствие традиционной иерархии персонажей;
• изображение характера героя не через действия, а через переживание им нескладицы жизни;
• отсутствие резкой речевой индивидуализации героев; внешний речевой разнобой и единство лирической интонации;
• подтекст.
Подбирая примеры к каждому пункту, ученики по подсказке учителя могут обратить внимание на такие моменты, как а) роль второстепенных персонажей: Епиходова, Шарлотты — для создания атмосферы тоски и бесприютности в пьесе; б) значение музыкальных мотивов в пьесе; в) применение антитезы и контраста в построении пьесы (например, танцы в доме Раневской и ожидание катастрофы). Ученики без труда подберут примеры к выделенным особенностям. При необходимости учитель поможет, например, выявить подтекст в тех или иных репликах.
Далее можно сосредоточить внимание ребят на свойствах, также подмеченных в ходе анализа пьесы:
• несоответствии «Вишнёвого сада» традиционным жанровым канонам (уместно здесь обсудить черты комедии и драмы в пьесе, определить понимание её жанра);
• символичности образов пьесы, также придающей ей характер поэтического произведения (ребята с помощью учителя могут раскрыть символику образов ключей, бильярда, пейзажа с городом на горизонте, звука лопнувшей струны и др.).
Итогом может стать выступление ученика с развёрнутым монологическим ответом на тему «Черты „новой драмы“ в комедии А. П. Чехова „Вишнёвый сад“».
Обобщая наблюдения, сделанные на уроках по творчеству Чехова, учитель подчеркнёт ещё раз связь Чехова с традициями русской реалистической литературы XIX века: гуманизмом, объективностью, критическим отношением к действительности и т. д., а также назовёт новаторские черты его поэтики, приближающие Чехова к искусству новой эпохи, к искусству Серебряного века.
Домашнее задание
Подготовьтесь к сочинению по одной из предложенных тем:
1. Живые и «мёртвые» души в рассказах А. П. Чехова.
2. Рассказ А. П. Чехова «Студент» — любимое произведение автора.
3. Художественное своеобразие пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад».
4. «Рецепты» доктора Чехова.
См. также темы сочинений в учебнике.